0
2339
Газета Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

Забытый небожитель

Тэги: искусство, история, солженицын, берлин, париж, александр бенуа, серебряный век, максимилиан волошин, иннокентий анненский, корней чуковский, никита струве, сергей прокофьев, эмиль золя, осип мандельштам


картина
Александр Арнштам.
Женщина, сидящая на земле.
Иллюстрация из книги

Когда Андрей Владимирович Толстой узнал о выходе этого альбома, который предваряло (среди двух других статей) и его предисловие, то очень этому обрадовался. Один из самых известных в Европе исследователей изобразительного искусства, автор ряда фундаментальных работ по истории жизни и творчества художников русского зарубежья, он как-то по-детски умел радоваться и своим, и чужим успехам. Однако взять в руки книгу об Александре Арнштаме ему уже не удалось. В ночь на 11 февраля этого года Толстого не стало.

Директор Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства, член президиума Академии художеств, Андрей Владимирович пользовался среди коллег непререкаемым авторитетом. Его ценили очень многие – как у нас, так и за рубежом. В том числе и перешагнувший 90-летний рубеж Кирилл Александрович Арнштам, один из самых известных художников русского Парижа, создатель киноафиш и иллюстратор книг. Кирилл Александрович приезжал в Москву, в Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына, в связи с проведением выставки и подготовкой альбома своего отца, мастера Серебряного века, а потом и российской эмиграции, оформителя книг и фильмов Александра Мартыновича Арнштама (1880–1969). Именно предисловие к альбому Александра Арнштама стало, судя по всему, последней прижизненной работой Андрея Толстого.

Кроме его статьи «К истории русской художественной эмиграции в Берлине и Париже в ХХ веке (Александр Арнштам и Юрий Анненков)» рецензируемую книгу предваряют две работы питерских искусствоведов Марины Магидович и Михаила Германа. Именно Марина Леонидовна 20 лет назад в Париже разыскала сыновей Александра Арнштама и начала публикацию работ о творчестве мастера. Вообще это поразительно. Казалось бы, имена «небожителей» Серебряного века и парижского изгнания Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других вошли буквально в плоть и кровь современного искусствознания. И тем не менее Александр Арнштам, оформлявший знаменитый журнал «Золотое руно», книги Волошина и Анненского в издательстве «Гриф», постоянный участник последних выставок «Мира искусства», художник кинокартины «Катя» – одного из самых знаменитых фильмов по русской истории, сделанных за рубежом, наконец, автор обложки к легендарному альманаху Чуковского «Чукоккала», был почти неизвестен в постперестроечной России.

книга
Александр Арнштам.
Вкус времени:
Жизнь. Искусство.
Творческие параллели.
– М.: Русский путь,
Вифсаида, 2015.
– 260 с.

А между тем критика предреволюционного Петербурга, а затем Петрограда, искусствоведы, освещавшие книжные издания и фильмы, сделанные в Германии в 20-х – начале 30-х годов, не скупились на восторженные слова. Так, к примеру, критик Андрей Левинсон отмечал «чрезвычайную виртуозность выполнения» и «самобытную орнаментальность» фантазии работ мастера. Действительно, отточенность линии, острое, четкое видение было всегда свойственно Арнштаму. Рисовал ли он портреты Прокофьева или Ремизова или свои, в последние годы бесконечные, виды Пале Рояля, оформлял ли книги Николая Евреинова или Эмиля Золя – везде в нем чувствовался петербуржец, художник, умевший находить красоту и логику в сочетании форм.

Никита Алексеевич Струве как-то (см., кстати, эссе Михаила Бузника, посвященное его памяти, на стр. 5 этого номера «НГ-EL») сказал о поэзии Мандельштама, объясняя свой выбор темы диссертации в Сорбонне, что эти стихи поразили его предельной завершенностью каждой строки. То же, наверное, можно сказать и об Александре Арнштаме.

Альбом «Вкус времени», составленный Юлией Гудович, представляет все жанры, в которых работал этот мастер. Здесь и портреты, созданные им в Питере, Берлине и Париже, и обложки книг, и кадры из снятых во Франции и Германии фильмов, художником которых он был. Благодаря Кириллу Александровичу Арнштаму, несмотря на свой возраст, снова собирающемуся в Москву, в издание вошел ряд уникальных семейных фотографий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
353
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
392
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
567
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
479

Другие новости