0
2171
Газета Интернет-версия

26.05.2016 00:01:00

Близкая, но несхожая

Тэги: прибалтика, литва, эстония, латвия, политика, история, финляндия, польша, речь посполитая


книга
Андрейс Плаканс.
Краткая история
стран Балтии/
 Пер. с англ. О.В. Когтевой.
– М.: Весь мир, 2016. – 480 с.

В прошлом году довелось съездить в Палангу, и когда рассказывал об этом знакомым, то почти все спрашивали – как там к нам относятся? Увы, прошло уже четверть века после отделения Прибалтики и создания независимых государств, но в России до сих еще нет ясного представления о происходившем и происходящем там. Запрос на полноценную информацию вполне очевиден, и «Краткая история стран Балтии» Андрейса Плаканса обстоятельно восполняет существующий пробел в общественном сознании.

Прежде чем рассказать о книге, представляется необходимым сказать о личности автора. Плаканс – латыш, то есть представитель той страны, которая лежит ровно посередине описываемого региона, и той нации, которая, как будет показано ниже, равно связана с литовцами и с латышами. При этом он с детства проживает в США и пишет свои труды по-английски. Все эти факторы обусловливают его равноудаленность и беспристрастность.

Книга написана непредвзято, без использования клише и излишней эмоциональности, что представляется крайне важным при трактовке такой деликатной и до сих пор злободневной темы. Автор показывает, что нет никакой единой «Балтии», а есть весьма различающиеся народы с несхожей историей. Литовцы – дольше всех в Европе оставались язычниками, некрещеным народом, до конца XIV века, имея собственное государство, одно из самых больших и сильных в то время. Латыши – близкие родственники литовцев, но в отличие от них своего государства не создали, рано оказавшись под властью крестоносцев, а затем других держав. В этом смысле они близки к вовсе им не родственным финноязычным эстонцам. Однако, как объясняет Плаканс, история даже такого маленького народа, как латыши, дробится еще на ряд подысторий. Из-за того что часть их территории оказалась под властью Речи Посполитой, выделилась субэтническая группа латгальцев, отличающихся и языком, и религией (католицизм).

В книге имеется много любопытных нарративов – например, как литовцам удалось создать свою государственность, но при этом их элита потеряла родной язык, ополячившись, что, в свою очередь, впоследствии породило немало проблем с идентичностью, начиная от Мицкевича, считавшего себя певцом Литвы. Автор дает читателю ясное представление об истории политических образований на территории Прибалтики – Ливонской конфедерации, герцогства Курляндия, Великого княжества Литовского, Инфлянтского воеводства, об особенностях аграрных отношений в каждом из них, о том, как по-разному складывалось и отменялось крепостное право. Прослеживается, как после его отмены (в разные сроки и на различных условиях) эволюционировало сельское хозяйство в соответствующих регионах.

В книге приводится большой фактический материал, порой заставляющий глубоко задуматься, например, о поразительном разрыве по количеству грамотных у русских и латышей и эстонцев в конце XIX века. Любопытны подробно представленные поиски национальной идентичности интеллектуалами – что в XIX веке, на заре этнического самоопределения, что при советской власти, что после обретения независимости.

Наиболее болезненная тема, отражающаяся и на отношениях России со странами региона, – Вторая мировая война – трактуется трезво, без националистического угара. Много места в связи с этим отведено холокосту в странах Балтии, о котором обычно местные историки вспоминать не любят. Любопытно, что, говоря о советском времени, автор объективно оценивает роль коммунистических руководителей – Кэбина, Калнберзиньша, Снечкуса, не пытаясь представить их односторонне, как просто сатрапов-марионеток.

Период вторичного обретения независимости после 1991 года описывается без победных реляций. «Путь в Европу» показан со всеми сопутствующими сложностями, одна из которых – так называемая «Битва историй», когда местные историки включились в дискуссии о пройденном их государствами пути, пытаясь выработать новый постсоветский нарратив.

Разумеется, книга не свободна и от недочетов. Вызывает вопросы использование автором тех или иных топонимов и этнонимов, как, например, «Побережье» или «иудеи» вместо «евреев». Нет рассказа о судьбах Мемеля в межвоенные годы или о прусских литовцах – уникальном сообществе, исчезнувшем после 1945-го. Не повествует Плаканс и об изменениях границ балтийских республик после 1939-го года. Говоря о культурной жизни Прибалтики 70–80-х, он совсем упускает из виду такой феномен, как тамошняя эстрада, и таких ее ярких представителей, как Раймонд Паулс, например. В этом сказывается его оторванность эмигранта от советских реалий.

Есть в «Краткой истории стран Балтии» и явные ошибки – например, что Россия стояла за Станислава Лещинского или что Индрикис Хартманис писал стихи «на литовском языке». В том месте, где речь идет о переселении внутри Лифляндской губернии, перепутаны литовцы с латышами. Также незнанием советских тонкостей обусловлено утверждение, что при СССР у союзных республик не было МИДов.

Но в целом выход труда Андрейса Плаканса представляется несомненной издательской удачей и подарком для российского читателя. Теперь последний вправе ожидать от издательства «Весь мир» книги под названием «История стран Закавказья».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
877
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1547
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1378
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2586

Другие новости