|
Ильдар Абузяров. О нелюбви. Роман с жертвой. – Казань.: Идель, 2016. – 256 с. ISBN 978-5-85247-835-1
«О нелюбви. Роман с жертвой» (книга состоит из рассказов и романа, фрагмент печатался в «НГ-EL» от 28.04.16) нижегородского прозаика Ильдара Абузярова (р. 1975), как следует из названия, не о любви. Автор идет от противного, действуя по рецепту Виктора Шкловского «ZOO, или Письма не о любви». Если написано «не о любви» – жди страстной исповеди романтика, дон-кихота и вечного скитальца. Творческую манеру писателя можно определить как новый романтизм. Эпиграф Гадамера предупреждает: «Автор – элемент почти случайный, однажды созданный им текст начинает жить независимо от своего творца». Персонажи играют с автором в любовь, он играет их судьбами. Слепая синкопа пронзительного джаза нашей жизни пронзает пространство текста. Это все не о любви. Это все джаз. Чепуха. Роман с жертвой: «По ночам на экране между девятым и десятым я отчетливо вижу незнакомых мне девушек и даже занимаюсь с незнакомыми мне красноподпоясанными девушками ярким сексом…»
|
Лариса Миллер. На память узелки: Рецензии, эссе, письма. – [б.м.] Издательские решения, 2016. – 208 с. ISBN 978-5-4474-7056-2
Новый сборник поэта, прозаика, переводчика, автора 26 книг Ларисы Миллер включает произведения в жанре «малых форм», к которому автор вернулась после 12-летнего перерыва. В книгу вошли рецензии, эссе 2012–2015 годов о творчестве Андрея Платонова, Владимира Соколова, Сергея Гандлевского, Григория Померанца, Геннадия Русакова, Натальи Ванханен и многих других писателей, а также электронная переписка с поэтом Борисом Рыжим (1974–2001), возникшая незадолго до его гибели: «Дорогая Лариса, я читал «Между облаком и ямой». Это замечательная книга, без дураков. И составлена она правильно – «каждый раздел как бы небольшая книжка, отрезок жизни со своей болью, радостью, интонацией, короче говоря. Поэтому я думаю, что следующую книгу вполне можно составить подобным образом. Это правильно…» Большая часть эссе из книги печатались в «НГ-EL».
|
Александр Табаченко. Советский ас Григорий Речкалов, дважды Герой Советского Союза. Дневники, документы, воспоминания. – М.: Центрполиграф, 2016. – 350 с. (Военная авиация ХХ века). ISBN 978-5-227-05783-9
Основу издания составляют послевоенные дневники летчика-аса, участника Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерала-майора авиации Григория Андреевича Речкалова (1920–1990), а также аттестации, боевые характеристики, приказы и другие личные документы. И не только на тему войны. Вот фрагмент записей 1964 года: «11.45. Передали сообщение о полете «Восхода» с командиром корабля Комаровым и членами экипажа Феоктистовым и Егоровым.
У жены на этот счет никакой радости.
– Лучше б, – говорит, – поесть да одеться за свои деньги можно было бы, да что-нибудь купить, а то детской одежонки, катушки ниток, швейной иглы – ничего нет, а если есть – то ни для чего не годится.
Долго ли они будут крутиться?..»
|
Михаил Бойко. Боль. Введение в алгософию. Tractatus algosophicus: Монография.– М.: Летний сад, 2016. – 152 с. ISBN 978-5-98856-243-6
Исследование литературного критика, кандидата искусствоведения, в прошлом сотрудника «НГ-EL», автора книг «Диктатура Ничто: Монография, статьи», «Метакритика метареализма: Сборник статей», «Аннигилингус: Поэма, повесть, рассказы» (последняя выходила в издательстве «Независимая газета») посвящено философским проблемам познания боли. По мнению автора, именно боль (или ее модификации) наполняет всю человеческую психику. Этой системе воззрений Бойко дал название «алгософия». «Облечена в слова, вербализована может быть та или иная философия боли, но алгософия не является философским учением и вообще не является теоретической доктриной. Именно поэтому возникла потребность в новом термине, образованном по аналогии с термином «философия» с использованием другого греческого слова – алгос…» (в переводе с греческого – боль). Подробности – в главах «Алгосолипсизм», «Боль как отдельная модальность», «Миф о наслаждении в утробе», «Боль и возникновение сознания», «Алгодицея и алгосфера», «Алгокритика» и др.
|
Фабьен Моро. Тайна мадам Клико/ пер. с фр. И.Н. Алчеева.– М.: Книжный клуб 36,6, 2016. – 352 с. ISBN 978-5-98697-348-7
О марке шампанского «Вдова Клико» слышали, наверное, все. А вот подробности из жизни вдовы, давшей имя шипучему напитку, известны гораздо меньше. Фабьен Моро в художественной форме знакомит с биографией главной героини – Барбры-Николь Понсарден (1777–1886), в замужестве Клико. После смерти супруга молодая Барбра взяла в свои руки управление винодельческим и торговым домом «Клико» – и очень успешно: «Через год она уже досконально знала вегетативный цикл виноградной лозы, фазы производства вина, фамилии поставщиков бутылочной и бочковой тары, имена рабочих и виноградарей...» Замуж больше не вышла, но только ли к производственно-коммерческим достижениям сводилась ее жизнь?