0
7648
Газета Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

Старая гвардия

Тэги: поэзия, день поэзии, русь, гаврила державин, владимир маяковский, ярослав смеляков, федор тютчев, марина цветаева, белла ахмадулина, андрей вознесенский, римма казакова, константин ваншенкин


поэзия, «день поэзии», русь, гаврила державин, владимир маяковский, ярослав смеляков, федор тютчев, марина цветаева, белла ахмадулина, андрей вознесенский, римма казакова, константин ваншенкин Андрей Шацков: «Часто ли чиновников можно увидеть с книгой?» Фото Павла Куля

По случаю 10-летия возрожденного в 2006 году альманаха «День поэзии» и выхода очередного выпуска издания с его главным редактором Андреем ШАЦКОВЫМ побеседовала Елена СЕМЕНОВА.


– Андрей Владиславович, в этом году празднуем 10-летие альманаха «День поэзии». Изменился ли он с 2006 года, и если изменился, то как? Какова сегодня его концепция?

– Внешне изменился мало. Крупный стандартный формат 60х84 1/8. Бумажный тираж 1 тыс. экз. Костяк авторов, составляющих гордость российской поэзии. Вот только меньше и меньше их остается в строю. Потери невосполнимы, утраты горестны. Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский, Римма Казакова и Александр Межиров, Владимир Фирсов, Константин Ваншенкин, Егор Исаев. Лауреаты всего и всея и вместе с тем – наши современники. Все они «жили рядом» с нами на страницах нашего издания, утверждая неразрывную связь с альманахами 1956–1989 годов. Заменить их, по существу, некем! Концептуально было трудно только в первый год после возрождения альманаха. Подзабыли читатели некогда любимое «зеркало» отечественной поэзии. Подзабыли и мы, «как его делать». А потом альманах зашагал по стране. В эпоху нашего всеобщего профессионального разобщения издание заинтересовало не только российских читателей, но и зарубежье. Сейчас, наверное, можно уже говорить о некоем мировом ренессансе проекта хотя бы в заинтересованной среде. Конечно, тираж сборника в 100 раз меньше, чем в годы его расцвета, но альманах вывешен на множестве отечественных и зарубежных сайтов (так что настоящее число читателей определить практически невозможно).

В альманахе постоянно присутствует условный подраздел «Критика и литературоведение». Включенные в него эссе, написанные мэтрами отечественной литературы, могли бы украсить программу школ или вузов, так они живо и познавательно написаны. В последнее время в орбиту интереса к изданию ежегодника вошли известные толстые журналы, служащие последней опорой многострадального русского языка. В 2010 году «День поэзии» издавался на базе литературно-художественного журнала «Нева» (Санкт-Петербург). В 2011-м и юбилейном 2015 году проект реализовывала московская «Юность». Почетная миссия выпустить альманах в 2012 и 2014 годах выпала воронежскому журналу «Подъем», а 2013 год «окормлял» проект петрозаводский «Север». Все они привнесли свои идеи на алтарь отечественной поэзии. И в дальнейшем, надеюсь, сотрудничество с нашими ведущими журналами продолжится.

– Как шла подготовка нового номера? Есть ли у вас завсегдатаи, которых вы печатаете снова и снова? С другой стороны, есть ли новые тенденции, молодые авторы, которых удалось вывести на публику?

– Новый номер,  сигнальный экземпляр которого ожидается выходом как раз сегодня, 7 апреля, в День Благовещения Господня и День рождения одного из самых наших постоянных авторов,  критика Льва Александровича Аннинского, как всегда, готовился к выпуску в духе «здорового консерватизма», который исповедуют все члены нашего редактората (обожаю это слово). Альманах – это не место для сомнительных поэтических экспериментов и не полигон для резвящихся графоманов. Его «золотой фонд» составляют люди, принесшие славу российской словесности. Прекрасных поэтических строк  поэтов так называемого послевоенного ренессанса и следующих за  ними вплотную поколений пока хватает, чтобы доказать всем, что уровень отечественной поэзии еще высок. Но бездуховные годы не могли не сказаться на поэтическом генофонде. Мы пытаемся внимательно следить за творчеством наших молодых наследников, но по большому счету, если не считать «авансовых» публикаций, могу выделить в 2015 году тюменца Андрея Шевцова, поэтессу Наталью Стручкову из нижегородского городка Кстово, питерца Кирилла Козлова, Карабинскую Ингу из Ухты. Вот и остается «старая гвардия» держать на плечах отечественную поэзию: Евгений Евтушенко и Владимир Костров, Евгений Рейн и Игорь Шкляревский, Глеб Горбовский и Юрий Ряшенцев. Низкий им поклон за бескорыстное участие в альманахе!

– Сегодня выходит немало изданий, претендующих на всеохватность, объединение литературного пространства. Например, поэтический альманах «Паровозъ», где главы-вагоны содержат авторов из разных городов. У «Дня поэзии», если я не ошибаюсь, схожие задачи?

– По-моему, это не совсем так. Могу предположить, что всеохватность как раз не является выражением объединительного процесса. Самым ярким сегодняшним примером всеохватности является Всемирная паутина – Интернет. Но подразумевает ли под собой наличие огромного потока информации грамотное умение с ним обращаться? В большинстве случаев – нет. Информация становится едой-привычкой, когда есть реально не хочется, но скверная привычка выработана. Если у кого-то существуют, как вы сформулировали, претензии на всеохватность, то процент вероятности столь же громкого краха созданного проекта значительно увеличивается. Лучше опираться на ощутимую конкретику, а не на хаотичное заполнение поэтического пространства чем угодно. Сегодня же перед альманахом «День поэзии» стоят непростые задачи сохранения выработанного за долгие годы стиля. Возрожденный, он должен оставаться знаком качества в литературном мире, предлагая при этом новую достойную внимания «поэтическую продукцию». Идея поиска авторов по регионам подкреплена у нас и постоянными выступлениями в регионах! Нельзя забывать о традициях коллективных поездок-встреч, поддерживая которые мы пытаемся объединить людей, как было раньше, заинтересовать их, создать удивительную творческую атмосферу. Но это не является самоцелью. Еще в 1965 году замечательно сказал поэт Лев Озеров: «Пренебрегая словесами,/ Жизнь убеждает нас опять:/ Талантам надо помогать,/ Бездарности пробьются сами». Настоящий поэт – явление штучное, непрогнозируемое. Их мало. Поэтому альманах должны представлять сформировавшиеся личности,  потому что он – вершина отечественной поэзии по своим историко-объективным причинам.

– Вообще реальна ли идея таких всеохватных изданий в сегодняшней России, где не существует единой структуры  отбора и вывода поэтов к читателям? Ведь при всем желании разные издания претендуют на свое видение ситуации и расходятся по эстетическим принципам.

– Хотелось бы вновь вернуться к мысли о том, что всеохватность ради всеохватности, объем ради объема – путь, ведущий к дестабилизации ситуации, когда утрачивается цель, ради которой все затевалось. Вы знаете, что в современную культуру прочно вошло понятие поэтической антологии: тяжелый груз брали на себя многие известные личности, начиная с Евгения Евтушенко. Я не являюсь противником таких изданий. Меня как редактора больше беспокоит самодостаточность «Дня поэзии» в сложившемся формате. Что же касается расхождения по эстетическим принципам, то это условие нормальной свободной конкуренции. А вот отсутствие интереса к поэзии со стороны государства, а значит, и отсутствие естественного стимулирования – главная проблема. Часто ли вам приходится видеть по телевидению, как чиновник высшего звена открывает книжный магазин? Часто ли чиновников вообще можно видеть с книгой? Я много лет проработал в госстурктурах и прекрасно знаю, что такое мотивация. Сейчас в качестве достойных для подражания примеров фигурируют предприниматель, менеджер, спортсмен, силовик, но только не писатель! Да что спортсмен! В рейтинговой системе писателя давным-давно обошли даже блогер и интернет-пользователь! Мы, к сожалению, чрезвычайно далеки от понимания масштабов накопленного культурного наследия. А без этого невозможно увидеть желаемый результат.

– Многие сейчас говорят о проблеме «читателя поэзии». Поэтов много, но нет читателя, умеющего воспринимать  стихи. Вот группа филологов из Института языкознания выпустила учебник «Поэзия». Как вы относитесь к этой идее? 

– Да, воистину так. У нас давно уже не только кризис поэзии, а кризис восприятия поэзии. Известно, что слово звучит лишь в отзывчивой среде, а среда сейчас, вы сами знаете, какая. А что вы хотели, если мы потеряли для «большой» литературы минимум два поколения? Слава богу, что в Литературном институте еще сохранилась классическая школа поэзии. Многие его преподаватели являются авторами альманаха. Но многие их студенты никогда не попадут на его страницы, ибо не дотянут до уровня наставников. Один из моих сотоварищей, преподававший в Литинституте,  рассказывал, что одна из его студенток не выполнила стихотворное домашнее задание, мотивировав это тем, что у нее компьютер завис. То есть то, что стихи можно писать рукой, ручкой, имеющей свою энергетику, юной поэтессе в голову не приходило. А что касается учебника, то пусть он лучше будет, чем совсем обойтись без него. Хотя у нас давно имеются замечательные книги по стихосложению. Мой любимый  учитель Валентин Берестов в свое время настоятельно рекомендовал мне книгу уже упомянутого здесь поэта Льва Озерова «Работа поэта». До сих пор помню ее оранжевый переплет, год выпуска 1963-й и издательство «Советский писатель. Москва».  Она включала его лучшие статьи, написанные в разные годы. Статьи были сгруппированы в два раздела. Первый «Перечитывая классиков» из литературоведческих работ Льва Озерова о Тютчеве, Баратынском, Батюшкове; второй «Читая современников», включающий литературные портреты тогдашних современных русских поэтов. Ничего более познавательного я с тех пор о поэзии не читал. Сомневаюсь, что современный так называемый учебник «Поэзия» сможет быть хоть в чем-то лучше.

– Если бы вам предложили написать поэтический манифест, как бы он выглядел? 

– Трудно переоценить социальную значимость поэзии, переживающей сейчас не лучшие годы. Но она должна возродиться. Непременно. Сказано: «Хорошо, когда имя поэта звучит как название государства. Государства независимого, с богатейшими залежами талантов, с большой и непростой историей, с победами и поражениями…» Нас в России  несколько тысяч, а имя на всех одно – поэты, и только единицы из нас имеют право на имя собственное. О сохранении таких имен, об их приумножении думал я, работая над каждым новым номером «Дня поэзии» в течение 10 минувших лет. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
284
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
321
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
455
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
387

Другие новости