0
2700
Газета Интернет-версия

04.02.2016 00:01:00

Считаю себя смертником…

Тэги: александр солженицын, елена чуковская, александр островский, литературоведение, история, письма, театр


александр солженицын, елена чуковская, александр островский, литературоведение, история, письма, театр Издатель, писатель и критик Клод Дюран много сделал, чтобы Солженицына узнали на Западе. Иллюстрация из книги

Новые, уже четвертые «Солженицынские тетради» посвящены, естественно, творчеству писателя и его наследию. И все-таки выпуск не совсем обычен. Почти половина книги отдана людям, которых знал и любил Александр Исаевич и которые служили ему верой и правдой.

Прежде всего это Елена Цезаревна Чуковская. Люша, как ее называли друзья. Маленькая, тоненькая, она бесстрашно носила экземпляры «Архипелага ГУЛАГ» чуть ли не в авоськах, передавала Солженицыну, затравленному и обложенному со всех сторон, письма и была одной из главных помощниц в борьбе с огромной империей лжи. С наступлением новых времен продолжала служить русской культуре, тщательно, том за томом, издавая наследие великого деда, блистательного Корнея Ивановича Чуковского и своей матери, несгибаемой Лидии Корнеевны Чуковской. Именно Елена Цезаревна подготовила в предыдущих «Солженицынских тетрадях» переписку Лидии Чуковской с Солженицыным, ставшую одним из главных культурных событий последних лет.

Когда с Еленой Цезаревной шло прощание в Доме русского зарубежья на Таганке, к микрофону подходили литературоведы, поэты, музыканты. Порой сбивчиво, не осознавая до конца эту потерю, говорили о том, что она значила в нашей жизни и чего мы лишились. Все было стенографировано, и запись выступлений полностью представлена в последних «Солженицынских тетрадях».

Составители этого издания, работавшие под руководством Андрея Немзера, включили также и стенограммы выступлений на вечере в день сороковин Елены Цезаревны.

книга
Солженицынские тетради:
Материалы и исследования:
Вып. 4.
– М. Русский путь, 2015.
– 296 с.

Другой человек, перед памятью которого склоняют голову составители, менее известен в России. Но зато все, кто более или менее знаком с судьбой Солженицына, равно как и с историей книгоиздательского дела в Европе, с благодарностью произносят это имя. Клод Дюран.

Издатель, писатель, критик, человек, который так много сделал для того, чтобы Александра Исаевича узнали на Западе. Именно он курировал первый французский перевод «Архипелага» и стал литературным агентом писателя.

Вообще роль Дюрана в культурной жизни Европы была огромной. Возглавляя издательство Fayard, он всегда публиковал книги, становившиеся огромным общественным событием. «Солженицынские тетради» публикуют его очерки об Александре Исаевиче. Написанные ярко, мощно и с огромным восхищением перед человеком, которого как только ни проклинали многие западные интеллектуалы. Но Дюран понимал и видел дальше них.

«Оставляя в стороне душевную теплоту, которую между нами соткало время и долгая переписка, скажу, что моя работа была работой опытного лоцмана, который старается провести флагман между неведомыми подводными камнями. Для человека, чуждого западным нравам, таковых много: это и юридический формализм одних при цинизме других, и любопытство, самодовольство средств массовой информации», – писал он.

Такие люди всегда бывают мостами между различными странами и культурами.

В четвертом выпуске «Тетрадей» также можно прочесть и об одном из ближайших друзей Солженицына – Эмиле Александровиче Мазине, учителе математики в Ростове, знавшем Александра Исаевича еще с университета. До самой своей кончины, немного не дотянув до столетнего юбилея, Мазин преподавал в школе. Сотни людей с благодарностью вспоминают его душевную щедрость.

И конечно, «Солженицынские тетради» не могли не вернуть нам новые строки писателя.

 Для всех, кого обжигает невероятная жизнь автора «Архипелага ГУЛАГ», станет настоящим подарком публикация писем Александра Исаевича Марии Васильевне Скороглядовой-Крамер.

люди
Елена Цезаревна Чуковская –
одна из главных помощниц Александра Исаевича.
Иллюстрация из книги

Солженицын находился в ссылке, в забытом богом казахском местечке Кок-Терек. 1953 год. За спиной – 12 лет войны и лагеря. Поселение, казалось бы, навсегда. Рак, смерть буквально смотрит в глаза. И тут, как луч света, в письмах из сверкающего другого мира, который он и не надеется увидеть, возникает женщина, дружившая с его матерью. Он торопится рассказать обо всем, пишет лихорадочно, импульсивно, и в то же время сохраняя предельную четкость и ясность каждого слова. То, что потом стало одним из главных магнитов его произведений:

«А в общем, на душе стало «пусто и ясно» (цитата из Ахматовой. – В.Л.). Считаю себя теперь смертником и вытравляю всякую жалость к несостоявшейся жизни. Она была мне слишком много раз подарена, чтоб я смел жаловаться. Все страшно лишь постольку, поскольку оно еще не решено (будет ли), еще только грозит. На войне во время обстрела сидеть в укрытии и ждать, не прикажут ли выходить, – страшно, бежать с заданием под разрывами по полю – уже не страшно, а истекающий кровью раненый вспоминает о мире с благодарным безразличием и тотчас – с равнодушием...»

Но имя Марии Скороглядовой-Крамер представлено не только в связи с письмами. Составители «Солженицынских тетрадей» предлагают читателям ее уникальные воспоминания о матери писателя – Таисии Захаровне Щербак.

И по традиции открывается книга новыми очерками из «Литературной коллекции» – записями, которые делал Александр Исаевич во время чтения. Он, как известно, просто не мог тратить ни единой минуты. В предыдущих «Тетрадях» были представлены заметки о Викторе Астафьеве, Николае Лескове, блистательный набросок о Булгакове. Здесь мы читаем его впечатления от пьес Александра Островского. Причем он абсолютно далек от коленопреклонения. Читатель погружается в жесткий, откровенный анализ. Никакого восторга не вызывает, к примеру, у Солженицына «Доходное место»: «Неудачная, грубовато сработанная пьеса в подпитку предреформенного общественного движения». Зато о пьесе «Бедность не порок» он написал так: «…аромат душевной чистоты. Тут – сердце драматурга». Исследует, как менялся от пьесы к пьесе великий певец купеческих нравов. Вот завершение очерка о «Грозе»: «Отколыхался диапазон, какого доселе мы у Островского и не видели». Любой историк русского театра без этих страниц уже не обойдется.

Можно долго листать четвертый выпуск. Здесь и переписка с  графиком Владимиром Фаворским, и письма к Наталье Мильевне Аничковой – одной из «невидимок», помогавших писателю во время его смертельной борьбы с советской машиной, и рассказ о жизни Надежды Левитской, недавно встретившей 90-летие. Библиограф высочайшего уровня, дочь умершего во время допросов блистательного генетика и друга великого Вавилова, она познала и оккупацию, и лагерь, и травлю. В трудные для Александра Исаевича дни Надежда Григорьевна опять рисковала жизнью, делая все возможное и невозможное, чтобы только не прерывалась его работа…

Открытие бездонной планеты наследия Солженицына продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1054
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1010
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
810
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
533

Другие новости