0
2832
Газета Интернет-версия

21.01.2016 00:01:00

Паутинка шотландского пледа

Тэги: осип мандельштам, поэзия, тоталитаризм


фото
Вечная жена Мандельштама и
отец Александр Мень.
Сергиев Посад, 1974.
Иллюстрация из книги

В 2014 году исполнилось 115 лет со дня рождения Надежды Яковлевны Мандельштам. К этому юбилею был приурочен выпуск двухтомника ее сочинений. На сегодняшний день это наиболее значительная публикация трудов Надежды Мандельштам. Ее наследие представлено в двух объемистых томах в максимальной полноте. Двухтомник был издан издательством «ГОНЗО» (Екатеринбург), редакторы-составители – члены Мандельштамовского общества Василенко, Нерлер и Фрейдин, хорошо известные своими многочисленными работами исследователи жизни и творчества Мандельштама.

Прекрасным дополнением к этому двухтомнику стал вышедший совсем недавно, в 2015 году, сборник материалов о Надежде Яковлевне Мандельштам. В книге более 700 страниц, представлены мемуары десятков авторов, опубликована переписка Мандельштам с целым рядом близких ей людей (включая письма к Осипу Мандельштаму).

Уже вышеуказанного было бы достаточно, чтобы эта книга могла быть названа в числе наиболее заметных публикаций 2015 года. Это очевидно, поскольку героиня книги была одной из выдающихся личностей в жизни России прошедшего столетия, и соответственно выход в свет такого свода свидетельств о ней не может не привлекать внимания. Но в пришедшей к читателю книге содержатся также и стихи Осипа Мандельштама, обращенные к женщине, которая стала для поэта любимой, женой и ближайшим другом; помещены в сборнике публикации обобщающего характера, составившие четвертый раздел издания, «Надежда Мандельштам: попытки осмысления» (Нечипорук, в частности, анализирует эволюцию политических взглядов Надежды Яковлевны); завершает книгу летопись жизни и творчества – «Труды и дни Н.Я. Мандельштам», составленная Павлом Нерлером.

Я не был знаком с Надеждой Мандельштам и никогда ее не встречал. Я могу только написать о том, какой она, на мой взгляд, предстает на страницах вышедшей книги, какой образ возник в моем читательском сознании в результате знакомства с этим изданием.

Прежде всего скажу даже не о самой Надежде Яковлевне, а о тех людях, с которыми она состояла в переписке, которые общались с ней, бывали у нее. Общее впечатление таково: это прекрасные люди. Мы встречаем среди них художников (Вейсберга, Мессерера и Биргера, например), писателей (достаточно упомянуть Шаламова), поэтов (Панченко, Ахмадулину, Венцлова), литературоведов (Брауна, Бейнз, Лотмана и Минц, Верхейла, Богатыреву, Каганскую), священников (Желудкова, Борисова и Меня), математиков, врачей… Среди тех людей, которые окружали Надежду Яковлевну Мандельштам, такие подвижники в деле изучения и сохранения наследия Осипа Мандельштама, как Морозов и Борисов, такие добрые, благородные и мужественные люди, как семья Шкловских-Корди, Столярова и Кинд. Да можно просто практически всех людей, входивших в круг общения Надежды Яковлевны, перечислить, и все это будут люди незаурядные во многих отношениях. Но главное даже не в их разнообразных талантах. Что, как мне кажется, их объединяет – это прежде всего нравственная чистота, развитое чувство совести и умение отличать правду от неправды. Я не хотел бы впасть в сентиментальность и совершенно не хочу сказать, что это были некие ходячие образцы добродетели. Но совершенно очевидно, что все эти люди, так или иначе, были людьми доброй воли. Хотя выражение чрезвычайно затертое и даже замаранное, но хочется использовать именно его – ведь само по себе выражение это точное. Как известно, Конфуций призывал к исправлению, «очищению» имен. Хочется вернуть выражению «люди доброй воли» его изначальный смысл. Все эти люди, общавшиеся с Мандельштам, помогавшие ей по хозяйству, лечившие ее, прятавшие и распространявшие стихи опального поэта, тайно перевозившие за границу ее воспоминания и рукописи Мандельштама, – все это люди волевого, деятельного добра. Я выше написал – «были». Но ведь многие из тех, кого мы встречаем на страницах книги, живы. Хочется пожелать им здоровья и удачи в жизни и труде. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – как не вспомнить здесь это речение. Ведь именно Надежда Яковлевна объединяла этот круг, именно она притягивала к себе такое отборное (не в дурацком снобистском, а именно в подлинном значении слова) общество.

книга
Посмотрим, кто кого
переупрямит.
Надежда Яковлевна
Мандельштам в письмах,
воспоминаниях,
свидетельствах/
Сост. Павел Нерлер;
Под ред. Елены Шубиной.  
– М.: АСТ, 2015. – 736 с.

И дело тут, само собой, не только в том, что она была вдовой великого поэта. Надежда Яковлевна сама была человеком ярчайшим, сильного трезвого ума, твердого характера, едкого остроумия, крепкого писательского таланта. Но об этом нет смысла писать в данной заметке, чтобы понять это, надо в первую очередь читать ее книги, а затем – очень пригодится тот сборник, о котором я и пишу.

Но вот что хотелось бы подчеркнуть, говоря о том образе Мандельштам, который появляется, когда читаешь свидетельства о ней, собранные в этом  издании. Что же давало ей силы жить, справляться с очень нелегкими обстоятельствами военного и послевоенного времени, не сойти с ума, не отчаяться и не погибнуть? Я думаю, что главной ее опорой была любовь. Любовь к ее «Оське», как она его нередко называла (и только она, конечно, имела право так называть). К нему самому, с которым ее разлучил страшный век, к замученному, уничтоженному машиной насилия человеку, к его стихам. Она пережила его на многие годы, и все это время она любила его. Конечно, она сознавала свой долг донести его стихи до людей, это так, но сознание долга вырастало из любви. Не было бы любви – никакое чувство долга не удержало бы ее в жизни, не сохранило бы ее. Ее жизненная стратегия до определенного периода – «молчи, скрывайся и таи» – вырастала из любви, определялась любовью. Из «головного» чувства исполнения долга не произросли бы те каждодневные усилия в борьбе с забвением, которые наполняли ее существование. На переднем плане, на поверхности было существование – преподавание английского языка в провинциальных городах, покупка еды и какой-никакой одежды, стремление добиться более или менее сносных жилищных условий. А жизнью было диктуемое любовью сохранение главного, что осталось от погибшего, – его стихов и прозы. Этого она зверю-веку не могла отдать. Она была упряма и действительно переупрямила свое время.

И все эти годы ее сопровождал страх. Она боялась, что рукописи пропадут. Она боялась, что ее арестуют. А так ведь вполне могло быть. Более того, так, в общем-то, и должно было быть. Она сжилась со страхом, боялась слежки, боялась подслушивающих устройств. Мандельштам писал в «Египетской марке»: «Страх берет меня за руку и ведет... Я люблю, я уважаю страх. Чуть было не сказал: «с ним мне не страшно». Это замечательные, парадоксальные слова, чье значение тесно связано с контекстом повести, хотя они и шире этого контекста. Но Надежде Яковлевне, несмотря на то что она сжилась с ним, было со страхом страшно. И тем не менее она не только сберегла рукописи и добивалась всеми силами издания стихов Мандельштама, она написала еще и воспоминания, в которых решилась сказать в самой неприкрытой форме все, что она думала, о стране, о времени, о власти, о людях. И опубликовала их за границей. Она преодолевала страх, потому что надо сказать правду. В той же «Египетской марке»: «Я спешу сказать настоящую правду. Я тороплюсь». Любовь преодолела в ней и страх.

Она верила в посмертную встречу с «Оськой». Он был для нее жив, жив в ином мире. Она соизмеряла свои поступки, свои высказывания с тем, что бы он сказал, как поступил бы. И не только в прошлом, когда они были вместе. Нет, у нее было чувство его присутствия. Его не видно, его нельзя взять за руку, но он есть. Она верила, что они встретятся, любовь питала эту веру, а вера укрепляла любовь.

Потому она и выдержала все. В Воронеже, в тяжелое время, Мандельштам прославил их жизнь:

Еще не умер ты, еще ты 

не один,

Покуда с нищенкой-подругой

Ты наслаждаешься 

величием равнин,

И мглой, и холодом, и вьюгой.

В роскошной бедности, 

в могучей нищете

Живи, спокоен и утешен.

Благословенны дни и ночи те,

И сладкогласный труд 

безгрешен.

Торжественный тон этих стихов уместен и оправдан, каждое слово в них стоит на своем месте, за каждым словом правда.

Надежда Яковлевна не любила пафоса, не любила громких слов. Она хорошо знала им цену. Но нельзя не сказать о том, что на страницах сборника писем, воспоминаний и свидетельств мы встречаемся с человеком подлинно великим.

Закончу цитатой из опубликованных в сборнике воспоминаний Сергеевой.

«Как завещала Надежда Яковлевна, ей положили в гроб «паутинку шотландского пледа», воспетого Осипом Мандельштамом. Лицо Надежды Яковлевны как-то просветлело и успокоилось: на земле она свою миссию выполнила, а на небе ей предстоит встретиться с любимыми. Что может быть прекраснее?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Единой России" поручают бывших участников СВО

"Единой России" поручают бывших участников СВО

Иван Родин

Партия будет успокаивать потенциально проблемный для власти электорат

0
415
В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

В экономике сохраняются шансы на рост ВВП в 2025 году

Михаил Сергеев

При сохранении аномально высокой ставки Центробанка возможна рецессия

0
498
Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Адвокатов просят ненадолго задержаться для допроса

Екатерина Трифонова

Закон запрещает превращать защитников в свидетелей, но не наказывает за такие нарушения

0
444
КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

КПРФ подняла на встрече с Мишустиным вопрос о росте цен и проблемах ЖКХ

0
351

Другие новости