0
2523
Газета Интернет-версия

24.12.2015 00:01:00

Мы уже мертвы

Тэги: конец света, музыка, литература, апокалипсис, майя, культура


картина
Где я?
Орсино Бенинтенди.
Посмертная маска
Лоренцо де Медичи. 1492.
Музей Арженти, Флоренция

Владимир Мартынов – философ и композитор. Автор музыки, в которой соединяется духовное и светское, рок и фольклор, старина и современность, высокое прозрение и вполне себе земной продукт (в особенности в работах для кино и театра).

Мартынов – не только практик, но и теоретик. Он написал ряд исследований по истории музыки, в частности богослужебного пения. А несколько лет назад мыслящую общественность всколыхнула его книга «Пестрые прутья Иакова» о коллизии визуальной и вербальной сторон действительности и движении человеческого сознания между иконо- и литературоцентричностью. Неудивительно, что в нашу эпоху дефицита неплоских идей о ней спорили и говорили довольно бурно и вовлеченно.

Новая книга Мартынова «2013 год», мы уверены, породит не меньше дискуссий. Написанная понятным, художественным языком, она начинается с парадокса, который звучит не иначе как шутка или провокация: конец света, предреченный индейцами майя и ожидавшийся в декабре 2013 года, все-таки наступил. Просто человечество этого не заметило.

Однако чем дальше следуешь мартыновскому ходу рассуждений, тем яснее понимаешь, что утверждение это не так легкомысленно и абсурдно, как могло бы почудиться. Мартынов не только показывает, насколько тонка граница между концом и началом, но и дает ключи к тому, как действовать тем, кто осознал свой переход в зону opus posthumum. Он советует каждому осознавшему произвести солипсический жест преображения окружающей действительности собственным сознанием или внутренним пространством opus prenatum.

книга
Владимир Мартынов.
2013 год.
– М.: Классика-XXI, 2015.
– 176 с.

По ходу рассуждений Мартынов, как и в «Пестрых прутьях», вспоминает не только случаи из жизни своей и своих знакомых, но и приводит литературные аллюзии. В частности, борхесовский рассказ «Смерть богослова», в котором богослов уже «на том свете» пытается замаскировать нищету и убогость своего жилища обманным блеском и строчит неискренние похвалы милосердию на страницах, которые назавтра вновь становились чистыми. Мартынов находит в этом образном описании параллель нынешней культурной ситуации: «Ведь в нем есть практически все, что можно увидеть в сегодняшней культуре: и обманчивый блеск, скрывающий пятна сырости, и жалкую нищету, и исписанные страницы, становящиеся на следующий день чистыми, ибо все написанное на них было неискренним, и – самое главное – творцы этой культуры, которые, подобно борхесовскому Меланхтону, самоупоенно продолжают заниматься творческой деятельностью, не подозревая о том, что они уже давно мертвы». Очень точная характеристика. А «2013 год» – безмерно тонкий, будящий, многослойный труд.





Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
923
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1245
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
955
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости