0
4339
Газета Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

Первый номер в «Бубновом валете»

Тэги: мемуары, аристарх лентулов, петр кончаловский, бубновый валет, крым, фальк, маяковский, луначарский, париж, футуризм, кубизм, авангард, тициан, репин, серов


картина
Аристарх Лентулов.
Воспоминания.
– М.: Галерея
«Наши художники»; СПб.:
«Петроний», 2014. – 288 с.

В предисловии к первому полному изданию воспоминаний одного из зачинателей «Бубнового валета» Федор Лентулов сдержанно упоминает сарказм прадеда в адрес бывших коллег и пишет - до поры до времени все это не публиковалось, дабы не задеть их потомков. Затем издатели еще уклончивее отмечают, что появившиеся в 1969-м воспоминания «в силу обстоятельств» вышли с купюрами. Но по мере того, как движешься по страницам лентуловских мемуаров, вопрос к тактично-неконкретной формулировке и другой – что же за места такие выведены наконец в печать – уходит сам собой. Это характерная в смысле «оптики» книга художника, не лишенная самоиронии, но еще больше самолюбования и вместе с тем язвительности по отношению ко многим. Прежде всего к коллеге-бубнововалетцу Петру Кончаловскому: Лентулов, кажется, не то что случая не упускал, а ловил каждое слово  других людей, которое подтверждало бы его собственное отношение к этому персонажу, с которым у них в конце концов произошел разлад. И видно, Лентулову весьма льстило, что даже зять Кончаловского Василий Суриков как-то обнаружил в его, Лентулова, работе «большой талант, то, чего не хватает Пете».

К вербализации своей художественной жизни Аристарх Лентулов (1882–1943) подошел основательно: манифестов и трактатов не писал, зато мемуары начал воспоминаниями о себе двухлетнем. Но по-настоящему рассказ «трогается с места» и в этот момент напоминает приключенческую книжку решением друзей-мальчишек отправиться в Крым «без копейки денег» и витиеватым пассажем о том, что у «подлинного молодого художника» «охват чувств и бассейн настроений» таков, что ездить «на готовые деньги нехитрая и скучная вещь». Так Лентулов излагал затею приятелю – попутно оговаривая для читателя, что подобный стиль общения приберегал для людей, которых не уважал. А много позже в той же самой книжке от первого лица будет говориться уже совсем другое: «Да, только в нашей стране можно наблюдать такой неимоверный рост промышленности и хозяйства под руководством великой партии большевиков и ее гениального вождя т. Сталина»… Думаешь о том, что есть дайджест, с которым художник занял нишу в истории, и есть детали, остающиеся за бортом, не столь известные.

В книжке таких деталей много. Из разных областей. Наблюдения за меняющейся жизнью, которую вместе с новым строем художник принял даже в 1930-е годы. «Портреты»-характеристики (от Фалька до Маяковского и Луначарского). Бытовые зарисовки вроде той, что модерновый гарнитур в квартире Лентуловых на Садовой-Кудринской, с презрительно описанной авангардистом обивкой голубого шелка, довершавшейся «стилизованными лилиями», гарнитур, охарактеризованный им как напоминавший «забор в три тесовых доски, набитых на шаткие жерди»  Лентулов перекрасил черным лаком. Или рассказ о том, как они с женой Марией Петровной осваивали Париж: то устроили пожар, вознамерившись попить вечером чаю, то супругу накрыло шкафом. Причем самое замечательное в этих никчемных мелочах, ради чего, собственно, сейчас их и упоминаешь – комментарии художника: «Я от ужаса не решался открыть рот и спросить, жива ли она. А она от страха тоже не подавала голос».

В  выставках Лентулова, в его театральных работах, снабженных непременными его собственными пассажами о том, как он старался и как в спорах он был прав, отстаивая свое видение, прослеживается эволюция его взглядов. От «Бубнового валета» к поездкам в Днепропетровск (там, вспоминает он на полном серьезе, была написана, например, «Домна во время пуска чугуна»). Взгляд художника, конечно, интересен. Особенно в его раннюю пору авангардиста. Тут и непосредственно «Бубновый валет», описанный Лентуловым как «охватывавший все последние течения, идущие с Запада в области экспериментальных аналитических достижений» и как объединение разнородное, по крайней мере с двумя внутренними линиями: с одной стороны, «правая группа художников» вроде Кончаловского, с другой – эксперименты «кубизма, футуризма, татлинизма и др.» (интересно, что «татлинизм» выделен особо). Но если возвращаться к вечным спорам о традициях и новаторстве, здесь есть и оды старым мастерам. Ломание формы, построение нового – и колорит, который для бубновых валетов был очень важен. И возвращаясь назад, вспоминаешь, как еще вместе с первым впечатлением от вида моря Лентулов размышлял, что «приблизительно его могли передать только импрессионисты и Клод Лоррен». Или как, съездив в Италию, восхищался современным «звучанием» Тициана и стыдился «серятины… правоверных последователей Репина и Серова».

Таких лентуловских замечаний в книжке много. Как много и комментариев к собственно лентуловской биографии: в приложении собраны имена (с короткими справками о тех, с кем художник в жизни пересекался), адреса, данные о местонахождении его работ. Тут же, кстати, говорится, что мемуары под диктовку художника записывались еще в конце 1930-х и после его смерти были перепечатаны на машинке. Вот ведь, думаешь, а полностью опубликованы лишь сейчас.

И вот еще: «мостик» к Костаки и к книжке Василия Ракитина, история оттуда. Когда коллекционер приехал к Шагалу в Сен-Поль-де-Ванс, тот, думая о художниках, спросил именно про Лентулова и, узнав, что он давно умер, ответил: «А жаль… он еще не был так стар. Мне кажется, что из всей группы «Бубнового валета» он был самым значительным». Следом Костаки написал, что и «сам всегда считал Лентулова первым номером в «Бубновом валете».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
578
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
725
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
611
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
496

Другие новости