0
3045
Газета Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

Форель не разбила американский лед

Тэги: сша, хиппи, андеграунд, проза, контркультура, рыбалка, марк твен, юмор, харуки мураками


Вот с чем литература никогда не устает бороться, это с лицемерием. Общество, любое, государство, хитрит, притворяясь (благим человеку) и обманывая. Но фальшь не звучит, звучит фальшиво, а литература – это то, что звучит, и одно фальшивое слово – звучать перестает.

Как ни характеризуй творчество Ричарда Бротигана (1935–1984) – главного писателя поколения, движения хиппи, которому они верили, стилю, словам его книг, его отношению к миру, все равно приходишь к слову «наив». Которое для одних синоним глупости и недогадливости, для других – искренности и бесхитростности; а вообще изначально на латинском  (nativus) – «врожденный», «природный», «естественный», «родной». А что? Разве доверчивый взгляд на мир не обезоруживает (вот и пацифизм, вот и хиппи) или изначально, врожденно, в детстве, человек не доверчив, не наивен (вот и «дети цветов»). Как хорошо все сплелось, прозвучало у Бротигана, особенно в его первом и самом знаменитом романе «Ловля форели в Америке» (Trout Fishing in America), написанном в 1961-м в кемпинге на берегу ручья и изданном в 1967-м, осенью того года, когда летом на побережье залива Сан-Франциско собралось около 100 тыс. хиппи со всего мира, и этот год, это лето вошло в историю как «Лето любви». Прозвучало все: и «рыбалка» (которая не охота), и «жизнь на природе» (вдали от общества, которое общество потребления), и «ребенок» (идущий на рыбалку), и «форель» (которая никогда не ловится, зато вместо нее весь мир, и сам рыбак – первая добыча, «первая форель»), и «Америка» (а «Ловля форели» – американский национальный роман, и говоря о нем, всегда вспоминают Марка Твена, дело здесь не только в мягком добром юморе, конечно), да и «рыба» – символ из раннего, общинного, доцерковного христианства, проповедовавшего любовь, не войну, как хиппи; и первые апостолы – рыбаки. Не говоря уж о том, что Ловля форели в Америке – это герой романа, то ли человек, то ли явление. То ли событие, персонифицирующееся в кого-то, в субъект, встречающийся рассказчику, и одновременно происходящее с ним.

И сам стиль – прозаичный и поэтичный вместе, фрагментарный и цельный, юморной и очень простодушный, «детский», как бы отстраненный от предмета описания и при этом предельно конкретный, внимательный к деталям, насыщенный неожиданными, часто сюрреалистичными, «неконвенциональными», но чрезвычайно яркими образами и метафорами.

«Ловля форели в Америке» и вышедшие вслед за ней «бротиганы» – так критики, ища определение новому жанру, стали называть произведения писателя, а сам он их называл просто романами, рассказами. Романы «В арбузном сахаре» (1968) и «Аборт: исторический роман» (1971) и сборник рассказов «Месть лужайки» (1971) прославили Бротигана, сделали культовой фигурой, одним из лидеров контркультуры, выразителем «духа времени». Но дальше, в 70-е и 80-е, Бротиган со временем разошелся, вернее, оно разошлось с ним: хиппи повзрослели, посерьезнели, устроились на работу, стали клерками, влились в общество, против которого бунтовали. А Бротиган продолжал экспериментировать с жанрами – обнаивливать каноны: «Чудище Хоклайнов: Готический вестерн» (1974), «Уиллард и его боулинговые трофеи: извращенная мистерия» (1975), «Следствие сомбреро: японский роман» (1976), «Мечты о Вавилоне: детективный роман» (1977), никто не понимал, зачем ему это надо, критики ругали за «нарочитую наивность», «Уиллард и его боулинговые трофеи» был назван худшим романом года. Стиль Бротигана становился все отточеннее, сюжеты – изящнее и глубже; слог лиричнее; но этого не замечали, и даже очень нежный, искренний роман «И ветер не уносит прочь» (1982), который он вынашивал 17 лет, критика разгромила вдребезги. Бротиган спивался, его мучили бессонница и депрессии, в 1984-м он застрелился.

А его наивный стиль вскоре породил «новый реализм» и «новую искренность» Харуки Мураками, Эрленда Лу и многих-многих других, называющих Бротигана своим учителем.

Харьков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
979
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1323
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1009
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
837

Другие новости