За несколько дней «Биеннале поэтов» Луиджи Соччи стал близким человеком для Анны Золотаревой и Анастасии Строкиной. Фото автора
В Центральном доме художника состоялась церемония открытия IX Московского международного фестиваля «Биеннале поэтов». Этот широкомасштабный просветительский проект, ставший частью российского и международного культурного процесса, проводится в Москве с 1999 года. В этом году он посвящен поэзии стран Балканского региона и Средиземноморья.
При составлении программы «Южный поток» организаторы фестиваля ставили перед собой задачу наглядно показать, что в наше время людей может объединять преодолевающая языковые и культурные барьеры энергия живого поэтического слова.
Открытие, полную аудиозапись которого можно найти на сайте «Литературного радио», прошло прямо в фойе ЦДХ: гости не торопясь рассаживались на скамьи, общались друг с другом, рассматривали cтенды с книжными плакатами XVII Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction. Тема культурного единения прозвучала довольно четко еще в самом начале церемонии, когда студенты Школы классического танца Геннадия Ледяха представили хореографическую композицию, посвященную грядущему 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.
Первое слово было предоставлено автору идеи и президенту биеннале, поэту Евгению Бунимовичу. Он шуткой разбавил серьезность происходящего: «Дорогие друзья и коллеги, пишите хорошо, и лет через 75 или через 100 дети тоже будут танцевать под ваши стихи». После чего Бунимович немного углубился в историю «биеннале», вспомнил 1999 год, когда все сомневались, что поэты приедут, потому что в Москве взрывали дома. Однако, как и сейчас, биеннале состоялась и поэты читали стихи на разных языках. «Кроме поэтического слова, трудно понять, что еще может связать этот мир», – завершил свою речь Евгений Бунимович.
Поэтические чтения начал Луиджи Сочи. Итальянская речь звучала мелодично и сладостно растекалась по залу. Его стихотворение «Из дверного глазка» перевела Анастасия Строкина: «Оставлю себе собственные глаза –/ разглядывать тени на горизонте/ по ту сторону уменьшающего стекла:/ тень-мышь, тень-скала./ В это отверстие/ днем, ночью/ я наблюдал свидетелей Иеговы, уборщиц, (...)/ За наркоманом – бывшим, а, к слову, ни разу не бывшим, (...)/ Но представьте, что вы из дома/ наблюдаете за дрожащей знакомо/ спиной – точно тень она между половиками,/ качается у лестницы невесомо,/ исчезает в стеклянном шаре –/ вроде тех, где внутри Венеция, собор Святого Петра, Рим,/ наполненных воздухом без воздуха, жирным, густым».
Ольга Седакова прочла свое стихотворение про римских ласточек, а Ясмина Топич из Сербии при посредстве переводчицы Анны Ростокиной рассказала о том, что «мы только в чтении и жили». Далее последовала минута памяти поэтов, ушедших за последние годы, в числе которых были Наталья Горбаневская, Борис Дубин, Инна Лиснянская, Игорь Меламед, Виктор Iванiв, Евгений Туренко, Юрий Мамлеев и другие. Мемориальный фоторолик, как и весь видеоряд открытия, был выполнен начинающим переводчиком, студентом РГГУ Иоанном Демидовым.
На открытии также выступили Наталия Азарова (Россия), Михаил Айзенберг (Россия), Таня Бакич (Черногория), Дмитрий Веденяпин (Россия), Николай Звягинцев (Россия), Слободан Иванович (Сербия), Антон Кастро (Испания), Бойко Ламбовски (Болгария), Ада Салас (Испания), Андрей Хочевар (Словения).
Программу Международного фестиваля «Биеннале поэтов. Южный поток» продолжили вечер голосового стиха, организованный поэтом Данилой Давыдовым, и экскурсия для иностранцев по рюмочным Москвы, которую провели сотрудники «НГ-EL».
Гости разъехались, но «биеннале» на этом не закончилась – она продолжится фестивалем «Москва – город поэтов».