0
4518
Газета Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Русская Месопотамия

Тэги: история, мифология, месопотамия, фрейд, станислав лем, гильгамеш, евфрат


книга
Владимир Емельянов.
Гильгамеш.
Биография легенды.
– М.: Молодая гвардия,
2015. – 358 с.

Перед нами книга, необычная для ЖЗЛ. Ее автор должен был решить проблему – как написать повествование о человеке, о котором почти ничего не известно? Так что подзаголовок «Биография легенды» – не случаен.

Гильгамеш – один из самых первых людей в истории, известный по имени. Но кроме самого факта (более или менее установленного) его существования и того, что он был правителем шумерского города Урука, о нем мало что можно сказать. Он легендарен примерно так же, как Моисей. Поэтому Владимир Емельянов пишет не о реальном человеке, известном современникам как Гильгамеш, а о времени, в котором тот жил и действовал, о повествованиях, с ним связанных, и о том, какое влияние мифы о Гильгамеше оказали на мировую историю и культуры.

Читатель может узнать из книги множество сведений по истории и культуре Междуречья, о шумерской и аккадской литературе. Емельянов – профессор и доктор наук, один из крупнейших специалистов РФ по ранней истории Месопотамии, при этом блогер и поэт, что способствует развитию стиля. Автор подробно разбирает все версии эпоса, который менялся на протяжении веков и тысячелетий, благодаря чему Гильгамеш из реального человека превратился в полубога. Он пишет: «Люди Унуга накрепко запомнили необычного правителя Бильгамеса, который боялся умереть и быть забытым. Причем боялся настолько, что без конца придумывал действия, благодаря которым он мог бы хорошо запомниться как своим гражданам, так и потомкам». Емельянов мог бы добавить, что этим его герой напоминал китайского императора Цинь Шихуанди, также помешенного на идее бессмертия и благодаря этому создавшего одно из чудес света – терракотовую армию. Емельянов сопоставляет легенды о 12 подвигах Геракла со сказаниями о герое Междуречья, находя интересные созвучия.

Самая интересная часть книги та, в которой автор прослеживает судьбу мифов о Гильгамеше после исчезновения ассиро-вавилонской культуры. Он показывает отголоски сказаний о нем в античности и в Средние века, рассказывает, как открывали заново Гильгамеша уже в XIX веке – после археологических раскопок, когда были найдены глиняные таблички с клинописью.

Емельянов выполнил важную задачу – рассмотрел использование сюжета о Гильгамеше в мировой культуре. Эпос о герое Междуречья с его поэзией, полный драматических переживаний, глубоких философских откровений, пришелся ко времени. На него откликались, как показывает автор, такие модные пророки, как Фрейд, Юнг, Штайнер. В эпоху модерна на Западе Гильгамешем с его поисками бессмертия и осознанием невозможности его достичь интересовались Рильке, Гессе, Томас Манн. Интересно анализирует Емельянов пародийный рассказ Станислава Лема «Гигамеш». Свидетельством музыкальных увлечений автора стал профессиональный разбор оратории чешского композитора Богуслава Мартину «Эпос о Гильгамеше».

Русская культура узнала о литературе Междуречья, в том числе о Гильгамеше в Серебряном веке. Экзотика ранее неизвестной древней восточной культуры привлекла внимание многих тогдашних столпов: и Ивана Бунина, и Дмитрия Мережковского. Николай Гумилев и Владимир Шилейко переводили эпос о Гильгамеше. Анна Ахматова писала стихи по мотивам сказаний Месопотамии и упоминала между прочим: «…Гильгамеш ты, Геракл, Гесер…» Все переплелось в 10–20-е годы в питерском кружке акмеистов и близких им поэтов, когда семейные и дружеские их связи оказались связанными с Шумером и Вавилонией.

Емельянов рассматривает историю русских переводов сказаний о Гильгамеше, сравнивает имеющиеся варианты и знакомит читателя с ныне забытым поэтом и переводчиком Александром Кондратьевым, первым подступившим к Гильгамешу. В приложении автор дает и свой образец перевода. Правда, в его русской «гильгамешиане» забыт художник-передвижник Вардгес Суренянц, введший барельеф о герое в задний фон своей знаменитой картины «Семирамида у трупа Ара Прекрасного».

Из недостатков книги можно отметить сложность ее восприятия для неподготовленного читателя, перегруженность малоизвестными реалиями. Лексика порой усложнена специфическими терминами, как историческими, так и новейшими, такими как «зоокод», «антропокод». Смущает и путаница с именами – Емельянов избрал такой способ повествования, когда один и тот же город или человек носит разные имена в зависимости от эпохи. Отсюда все эти Бильгамеш-Гильгамеш, Унук-Урук. Не хватает рассказа про происхождение шумеров, про их таинственный язык. Рассуждая о западных философах, которые не успели познакомиться с Гильгамешем, он упоминает о «долгожителе Шопенгауэре», каковым тот не был. Но в целом книга дает подробнейший перечень сведений о древнем герое, и потому будет интересна всем, кто увлекается историей древнего мира. Меня же по прочтении ее посетила такая мысль – думал ли Гильгамеш 4600 лет назад, стоя у берега Евфрата, что о нем будут рассуждать и писать спустя почти 5 тысяч лет в далекой северной стране? 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
819
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1096
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
868
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
710

Другие новости