0
2564
Газета Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Точка в сердце

Тэги: поэзия, верлибр, анатолий фоменко, марс, михаил шемякин, аристотель, пифагор, геометрия, минимализм


картина
Фантасмагория Анатолия Фоменко
вполне корреспондирует
с текстами автора.
Иллюстрация из книги

Много лет я знаком с поэтом Риммой Чернавиной. Если мне не изменяет память, впервые я ее встретил в кабинете заведующего отделом поэзии журнала «Новый мир» Евгения Винокурова. Тогда состоялся яркий дебют Риммы в журнале – короткая поэма «Путешествие дерева вместе с корнями». Запомнилось, что корни давали жизнь и давали несвободу. Публикация верлибров в советское время было равносильно полету на Марс.

В 2008 году Римма Чернавина опубликовала гигантский стихотворный том «Сивилла Космическая 1», внешне поражавший своей помпезностью: книга с ляссе, иллюстрации Михаила Шемякина, в подарочном футляре.

И вот только что появился другой том, под стать первому – роскошнейшее издание «Вспять к восхождению. Сивилла Космическая 2», отпечатанное в Латвии. Внешне это монументальная коробка алого цвета, с крепкими крышками переплета, из которого притягательно выныривает розовый обрез. Специальная стограммовая бумага с прихотливым оттенком, словно кора диковинного дерева, вся – в телеграфных символах кратких стихов, хотя встречаются и длинные верлибры, даже поэмы. Необычность сооружения подчеркивают фантасмагоричные черно-белые иллюстрации (числом около 30), автором которых является академик РАН, профессор МГУ, доктор физико-математических наук Анатолий Фоменко, перу которого принадлежит и вдумчивое предисловие ко всей этой книге «Стихи и геометрия на плоскости времени». Дополняет его предисловие редактора, критика и филолога Данилы Давыдова. На контртитуле – тонально совпадающий с иллюстрациями великолепный портрет автора.

Описывать иллюстрации сложновато. При всей жесткой структуре изображенных предметов (космических объектов, панцирей, раковин моллюсков, а то и вовсе непонятных существ) они вполне корреспондируют с текстами.

Собственно стихотворная часть состоит из пяти разделов: «Алеутская депрессия», «Подмены, в пустынном времени», «Mother Russia – Маза Раша» и «Синдром любви». Даты написания стихотворений отсутствуют. Понимается, что собраны они как минимум с 90-х по наше время. По сути и по настроению – это лирический дневник автора, где есть и публицистические нотки. По прочтении остается стойкое послевкусие Зазеркалья – любимой страны Риммы Чернавиной.

Вот, например, стихотворение, служащее эпиграфом ко всей книге, озаглавленное, как и вся книга, «Вспять к восхождению» и размещенное на авантитуле:

книга
Римма Чернавина.
Вспять к восхождению.
Сивилла Космическая 2.
– М.: 2015. – 352 с.

Стол деревянный врастает 

в землю

Зазеленел

Устаревший стал 

на четвереньки

Вот из первого раздела:

Женщина, идущая 

по тротуару, остановилась,

прикрыв один глаз рукой,

разросшаяся голая ветка, 

очевидно, задела ей веко

женщина несколько мгновений 

стоит в неподвижности

затем с силой обламывает

ветку…

Из второго:

Я видела

как у молодой женщины

выползла маленькая 

перепуганная улитка

Из третьего:

Длилось нескончаемое 

одиночество

разбиваемое

мелкими единичными 

вкраплениями

Из четвертого:

Когда сердца берут приступом

Сами собой

Выстраиваются баррикады

Из пятого:

Возвращение

Какая-то правдивая неправда

какое-то горьковатое 

успокоение

какой-то совместный 

немыслимый полет

И завершающее книгу 

стихотворение:

Жизнь в точке

точка –

в сердце

Один раз я осилил эту книгу во всей ее полноте. Выискивая цитаты, несколько раз перелистал. Нескучное, я вам доложу, занятие разбирать мозаику и снова собирать пазлы. Кроме того, убедился, что любое цитирование ущербно, поскольку все равно не дает полного представления об объекте. Ведь выбираются наиболее краткие стихотворения, наиболее отчетливые.

Вот, скажем, запомнилось:

Россия-матушка – туманный 

Альбион

* * *

Мы тщимся

но судьба

запирает нас на замок

* * *

Уходит время

и нет примет

времени

* * *

Окурок,

летящий из окна машины –

горячая точка

Минимализм в действии. Это вроде того, что подошли к огромному зеркалу, отражавшему околокипящую жизнь во всей полноте, бросили в него камень; зеркало разбилось, и, собирая осколки, сейчас мы пытаемся разглядеть в множестве отражений прежнюю полноту.

Анатолий Фоменко, разбирая творчество Чернавиной, сослался в своем предисловии последовательно на Аристотеля, Пифагора и Давида Гилберта. И нельзя с ним не согласиться: «Поэзия рождает геометрические образы, а образы и ритм стиха порождают музыку… Поэтический образ обладает большой силой убеждения. Знаменитый математик Давид Гилберт утверждал, что наглядное понимание – это большая доказательная сила. Образы, рождаемые поэзией Риммы Чернавиной, дают такое наглядное понимание».

Я бы добавил, что при всей внешней рассудочности это не «головная», умственная поэзия. Окончательную точку в рассуждениях всегда ставит сердце. И точка ставится прямо в сердце, делая его главным и окончательным собеседником.

А размышления редактора Данилы Давыдова я бы воспроизвел целиком, и жаль, что по техническим причинам не могу это осуществить. И, отсылая читателя непосредственно к книге, приведу только следующее: «Поэзия Риммы Чернавиной являет собой нечастое в словесном искусстве качество: способность произносить и доносить максимально разорванные, казалось бы, смыслы, создавая на более высоком уровне новую гармонию.

Перетекание внутренней и внешней речи друг в друга, соединение гротеска, сарказма – и внимание к выхваченным из жизненного потока деталям реальности, способность порождать удивительно емкий, мгновенно запоминаемый образ самыми что ни на есть минималистическими средствами (вплоть до одностроков, «текстов-вспышек» и даже взятых изолированно словосочетаний, являющих собой целостную метафору)…»

Мне же думается, что мгновения реальности, ставшие для Риммы Чернавиной мгновениями ее жизни, возвращаются обогащенными языковой обработкой, драгоценностями для подготовленного и внимательного читателя. И я опять готов повторить за редактором, что подобное чудо автору удалось в полной мере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
467
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
379
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
322

Другие новости