0
5015
Газета Интернет-версия

12.11.2015 00:01:05

Рубить дрова

Тэги: книжная ярмарка, книжное искусство, литературный процесс, красноярск, сибирь, николай усков, михаил прохоров, ирина прохорова, роман сенчин


книжная ярмарка, книжное искусство, литературный процесс, красноярск, сибирь, николай усков, михаил прохоров, ирина прохорова, роман сенчин Участники публичных дебатов премии НОС Тимофей Дзядко, Дмитрий Споров, Николай Усков, Константин Богомолов, Ирина Прохорова под приглядом суровых русских классиков. Фото Александра Гаврилова

В Красноярске все чаще и чаще что-то происходит. Хорошее. Литературное. К примеру, вот воспоминание о Пригове в «Журнале ЖЖ». Поэт Глеб Шульпяков: 

«Однажды мы возвращались из Красноярска в Москву после неких литературных мероприятий. Самолет вылетал ранним и темным зимним утром. За окнами начиналась метель, даже буран, и наш самолет трясло, хотя он был еще на земле. Чтобы не думать о плохом, я подсел к Пригову, который с невозмутимым спокойствием что-то читал в соседнем кресле. «Я посижу с вами, Дмитрий Александрович, – сказал я, – можно? Рядом с вами кажется, что смерти и нет». – «Да, да, – рассеянно согласился он. – Конечно». А потом посмотрел поверх очков и задумчиво добавил: «А она есть».

И такого много. Писатели летят в Красноярск. Иногда едут на поезде. Директор Института книги Александр Гаврилов по этому поводу написал у себя в Facebook: 

«Удивительно, как по мере делиберизации столицы Красноярск выходит на первый план (отчасти вынужденно). Там (в Москве. – «НГ-EL») крушат библиотеки, тут строят. Там гибнут книжные ярмарки и фестивали, тут – цветет».

Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК), детище Фонда Михаила Прохорова, действительно цветет. Уже в девятый раз сюда съехались крупные издательства, писатели, журналисты со всех концов света и разомкнули объятья для тех, кто хочет думать, спорить, читать, меняться и расширять сознание. Собственно ярмаркой дело не кончается. Помимо выставки и продажи книг в павильонах комплекса «Сибирь» кипят споры, выступления.

Программа делится на три составляющие. Во-первых, мастер-классы для библиотекарей, круглые столы по авторскому праву, книжной дистрибуции, полиграфическим технологиям, аудио- и электронным книгам и т.д. Во-вторых, дискуссии по теме эволюции книги, семинары по книжному дизайну, выставки, инсталляции, перформансы, музыкальные и видеопрограммы. В-третьих, презентации современных писателей, поэтические читки, круглые столы о современном литературном и премиальном процессах, жанровых инновациях и пр. Мероприятия проходили не только в павильонах ярмарки, но и в филармонии, музыкальных центрах, театрах и на других арт-площадках Красноярска. Также работала игровая площадка для детей с мастер-классами по настольным играм, лекциями и прочим. Все это пиршество мозга ежедневно обозревал специальный цветной листок «КРЯКК Daily».

В общем, за пять дней успели обсудить многое. И Гражданскую войну в Сибири, и трэвелоги, и информационный занавес «Исламского государства» (запрещено в РФ), и русскую экспансию в Центральной Азии и Сибири, и праздники как символическое единство территории, и социальную интеграцию детей-аутистов, и культурную мифологию Сибири, и кулинарию, и комиксы, и язык Шаламова, и русский роман, и ожидания иностранцев, попадающих в Россию... Лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева объяснила, как мозг ориентируется в пространстве. Журналист Сергей Пархоменко представил проект «Последний адрес», посвященный жертвам политических репрессий. Репортеры Андрей Лошак и Ник Филдинг (Великобритания) дали мастер-класс для работников СМИ. Красноярцы радостно встретились с суровыми прозаиками Германом Садулаевым, Романом Сенчиным, а еще с писателем Леонидом Юзефовичем, режиссером Константином Богомоловым, культуртрегерами Борисом Куприяновым и Кириллом Маевским, поэтом Андреем Родионовым, американским поэтом Кристофером Мериллом и т.д. и т.п. Мерилла, директора международной писательской программы в Айова-сити, я в последний раз видела среди кукурузных полей Нового Света, так что столкнуться в лифте посреди Сибири было особенно волнующе.

Кульминацией КРЯКК, как обычно, стали публичные дебаты судей премии НОС. Обсуждали длинный список. Решали, кто попадет в шорт-лист. Председательствовал в жюри уже упомянутый Богомолов. А спорили – руководитель проекта «Сноб» Николай Усков, директор нижегородского филиала Госцентра современного искусства Анна Гор, историк, руководитель фонда «Устная история» Дмитрий Споров, редактор РБК Тимофей Дзядко и ряд критиков. Модерировала традиционно бурные и долгие дебаты координатор и вдохновитель и премии, и ярмарки издатель Ирина Прохорова.

 Открытость принятия решения – то, что выделяет НОС из ряда прочих литературных премий. Еще один маркер – акцент на инновационность, одна из расшифровок аббревиатуры НОС – «новая словесность». Но при этом «современность/инновационность текущей прозы организаторы премии рассматривают прежде всего под углом «новой социальности» литературного текста: как создание новых смыслов, новой системы художественных координат, новой ментальной и метафорической карты мира». Так что выходит в итоге – кто в лес, кто по дрова. И получившийся короткий список эту противоречивость демонстрирует. В него наряду с авангардными текстами попали и весьма традиционные, засветившиеся в мейнстримных премиях. Судите сами:

1. Александр Ильянен. «Пенсия».

2. А. Нуне. «Дневник для друзей».

3. Полина Барскова. «Живые картины».

4. Татьяна Богатырева. «Марианская впадина».

5. Данила Зайцев. «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева».

6. Мария Голованивская. «Пангея».

7. Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза».

Удивило, как на этот счет высказался Усков в своей снобовской колонке. «Литература, – отметил он, – во всяком случае, проза, – это прежде всего внятно рассказанная история. Поиски формы вторичны, хотя и существенны». 

Лично я, пожалуй, готова и согласиться, но НОС, казалось мне, позиционирует себя совершенно иначе. Это премия, для которой важна новизна, в том числе и провокационная новизна формы. Так что внятная история – это совсем не по адресу. Поэтому продолжение усковской колонки вдвойне интригующе: 

«И с этой точки зрения вычислить главную книгу нашего короткого списка несложно. Впрочем, называть ее я не буду, подождем финальных дебатов жюри в январе 2016 года». 

Что ж, подождем. Что еще остается?

КРЯКК закончилась на полной, насыщенной ноте. Грустной, но насыщенной. Многое стало ясным. Сумрак невежества, если и витал кое-где, то рассеялся. Гости ярмарки разлетались на свои континенты, полные Сибирью до краев. Сибирью и присущим ей духом свободы и вольнодумства. Булгаков, Пушкин, Достоевский и Бродский, ставшие брендами этой КРЯКК, сурово провожали взглядом наше поколенье. А Сенчин взял топор и поехал в сибирскую глушь рубить дрова.

Красноярск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
992
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1637
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1467
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2764

Другие новости