0
3740
Газета Интернет-версия

29.10.2015 00:01:00

Вертикаль Мамлеева

Константин Кедров-Челищев

Об авторе: Константин Александрович Кедров-Челищев – поэт, философ.

Тэги: юрий мамлеев, гейдар джамаль, александр дугин, андрей синявский, юрий даниэль, сша, набоков, париж, алексей парщиков


юрий мамлеев, гейдар джамаль, александр дугин, андрей синявский, юрий даниэль, сша, набоков, париж, алексей парщиков Константин Кедров-Челищев и Юрий Мамлеев в октябре 2014 года. Фото Евгения Зуева

Мне не хочется говорить за Мамлеева. Все, что он говорил, имело смысл только в его устах. Южинский переулок, где в муках рождался его метафизический реализм, оказался еще и осиным гнездом, откуда вылетели Джамаль и Дугин. Сожалел ли об этом Юрий Мамлеев? Он просто подвел итог: «Тогда они не были теми, кем стали сегодня. Они были просто философами».

После процесса над Синявским и Даниэлем был принят закон – тюрьма всем, кто напечатается за рубежом. Мамлеев решается на эмиграцию. По его словам, именно этот закон, вернее, беззаконие расставили все точки над i.

Судьба забросила его в США преподавать в том же университете, где раньше преподавал Набоков. Далее читайте «Пнин» того же Набокова. С одним из персонажей «Пнина» Мамлеев общался. Тот поделился своими впечатлениями от русского гения одной фразой: «Очень высокомерный был господин!»

В Париже мы встретились и познакомились с Мамлеевым в 1988-м, когда я стал впервые еще не прощенным, но уже полувы-

ездным. Мамлеев пригласил меня к себе домой, и мы стали друзьями. Не единомышленниками, а именно друзьями, ибо дружба намного больше и единомыслия не требует.

Следующая встреча была в Москве, в моем доме у метро «Варшавская», на Артековской, 8, где за 10 лет до этого формировалась моя школа метаметафоры. Даже мебель вокруг была расставлена руками Парщикова и Кутика – они помогали расставлять и переносить.

Мамлеев приехал впервые из Парижа в 1989-м, когда вышла моя монография «Поэтический космос» с послесловием марксиста Куницына, обьясняющим, как со мной, идеалистом, бороться. Книгу КГБ запретил, несмотря на все перестройки, но из тиража в 20 тыс. кое-что просочилось в Париж, в лавку Никиты Струве. К тому же я вручил Мамлееву авторский экземпляр со словами: «Вот моя теория метакода и метаметафоры». Не знаю, прочел ли мою монографию Мамлеев, но хорошо помню, как при слове «могендовид» под Мамлеевым вдруг с грохотом взорвался стул, и он оказался сидящим на полу. Не помню только, по какому поводу он это слово произнес.

Дальше судьба нас разбросала, как ножки этого стула. Помню только, как пили где-то водку из самовара, а Мамлеев читал вслух свою прозу про пионерку, которой отрезало голову в бетономешалке.

Сдружились мы снова уже в 2013-м. Эти встречи Лена Кацюба частично засняла на видео. А кое-что из наших бесед уже опубликовано в «Журнале поэтов» за 2014-й с фотографиями моего друга Евгения Зуева. Это беседа за тортом в квартире Мамлеева. Вторая беседа за тортом и виски протекала у меня дома. Мамлеев не успел вычитать этот текст – лежит неопубликованный в моем архиве..

Мамлееву очень понравилось мое определение его метафизической вертикали – путь в Рай через ад. Ад преодолен! Остается Рай! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1050
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1210
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1479
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1064

Другие новости