Первый русский
нобелевский лауреат. Иван Бунин. Фото 1901 года |
Тяжелые и в то же время поразительные творческие и личные отношения Ивана Алексеевича Бунина и его жены Веры Николаевны с Галиной Кузнецовой и Маргаритой Степун беспрерывно перемалываются в самых разных изданиях. После выхода фильма «Дневник его жены» к этому подключились все кому не лень. Под микроскопом рассматривается все, что было связано с личной драмой писателя и его близких. Серьезным исследователям, конечно, можно махнуть на это все рукой и погрузиться в очередное бездонное плавание по прозе и письмам одного из самых талантливых людей, когда-либо рождавшихся на русской земле. Кстати, как раз в эти дни отмечается 145 лет со дня рождения этого писателя и поэта, яростного публициста.
Однако есть и другая дорога. Фундаментальная публикация источников, так или иначе помогающих пролить свет на жизнь Бунина и приблизиться к ответу на загадки истоков его необыкновенной прозы.
«Конечно, в конце концов, его архив должен быть в России», – писала Вера Николаевна о наследии мужа Галине Кузнецовой, доставившей ей столько горя и столько счастливых минут. Писала в 1956-м, уже после смерти Бунина. Однако получилось так, что материалы великого писателя и его близких оказались разбросанными по разным странам – Франции, Англии, Германии, России.
Большое количество переписки Веры Николаевны, Галины Кузнецовой и Маргариты Степун хранится в Историческом архиве Института Восточной Европы при Бременском университете. Попали туда эти письма с помощью диссидента и летописца самиздата Габриэля Суперфина. Он после всех ссылок и лагерей оказался в Германии, познакомился с одним из распорядителей архива Кузнецовой Василием Франком и после его смерти сумел организовать передачу бесценных бумаг в Бремен.
Теперь они поступят в полное распоряжение всех, кого так или иначе интересует судьба жизни и наследия первого русского нобелевского лауреата по литературе. Московское издательство «Русский путь» выпустило в свет третий том своей серии «Бунин. Новые материалы».
Материалы для книги взяты не только из Бремена. Один из составителей, ангел-хранитель архива Бунина в университете Лидса Ричард Дэвис также предоставил материалы из своего собрания. Некоторые письма публикуются по фотокопиям из Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.
Итак, источники, выверенные Дэвисом и составителем тома, автором предисловия Евгением Пономаревым самым тщательным образом, с массой комментариев. Словом, по гамбургскому счету. Тем более что в конце книги приложен краткий, но очень важный биографический словарь «Круг общения семьи Буниных: Материалы к Бунинской энциклопедии». Научную редакцию осуществил Олег Коростелев.
И.А. Бунин.
Новые материалы. Вып. III. «…Когда переписываются близкие люди». Письма И.А. Бунина, В.Н. Буниной, Л.Ф. Зурова к Г.Н. Кузнецовой и М.А. Степун. 1934–1961. – М.: Русский путь, 2014. – 714 с. |
Основной автор писем – Вера Николаевна. И перед читателями разворачивается целое полотно жизни русского зарубежья почти за 30 лет. Здесь и полные тревоги строки, написанные во время последних месяцев жизни Бунина, и описание его состояния после операции, и время после. Подготовка изданий, вечеров памяти великого мастера прозы, переписка с советским посольством. Нелишне напомнить, что она получала от СССР небольшую пенсию и очень радовалась письмам советских литературоведов.
Главным для нее оставалась публикация бунинского наследия. Буквально по частям ею была собрана книга, которую Иван Алексеевич так и не успел дописать, – «О Чехове». Работала над биографией мужа и в конце концов опубликовала «Жизнь с Буниным».
Человеком Вера Николаевна была поразительно добрым. Она все время о ком-то беспокоилась, пыталась помочь, хлопотала. Очень беспокоилась о Леониде Зурове, долгие годы жившем в ее семье и доставившем ей столько горьких минут. Письма наполнены тревогой за здоровье знакомых и близких, она беспрерывно интересуется результатами обследований, хлопочет о лекарствах в полуголодные послевоенные годы. Другие герои ее писем – Елена Жирова и ее дочь Ольга – бесприютные скиталицы, также жившие в семье Буниных.
Поражает душевная щедрость этой необыкновенной женщины и ее отношение к той, которая сломала на долгие годы ее жизнь.
«Дорогая Галя.
Спасибо за письмо, за газету и за листочек…
Наши письма встретились опять в дороге… Я именно поехала одна на кладбище и в одиночестве провела там полдня. Сидела и на нашей скамейке, обошла все дружеские могилы. День был именно такой, какой любил Ян, с безоблачным небом, с тишиной, что бывает особенно пронзительно осенью…» Эти доверительные строки направлены Галине Кузнецовой.
«Я же никуда не поеду, решила отдыхать дома. У меня хуже всего нервы, и надо пожить без всякого напряжения, а это можно только дома или при большом комфорте в первоклассном отеле, на что не имею средств. Мне необходим полный отдых от напряжения, пожить по своей воле, ни с кем не считаясь», – писала Вера Николаевна. Но реализовать ей это пожелание так и не получилось, как и не получилось передать весь бесценный архив своего великого мужа в Россию.