Михаил Сеславинский демонстрирует рукодельные книги. Фото Олеси Курпяевой
В Президентском зале пресс-центра МИА «Россия сегодня» (бывшего РИА Новости) прошла пресс-конференция, посвященная новому оригинальному проекту. Он должен поставить достойную и яркую точку в череде мероприятий, проходивших в рамках Года литературы в России.
Проект называется «Ручная работа: рукописные книги современных поэтов». Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Государственный литературный музей дали старт акции по сбору книг, созданных – то есть написанных от руки и собственноручно прошитых – живущими ныне поэтами. Как маститыми и признанными, так и еще молодыми и начинающими.
Первым взял микрофон руководитель Роспечати Михаил Сеславинский и начал с исторической реминисценции: «Давным-давно, 90 лет назад, после Гражданской войны, в Москве, да и в Петрограде возникло такое явление, как рукописные книжки русских поэтов. Продавались они в основном в Книжной лавке писателей и попросту помогали авторам как-то прокормиться. Поскольку денег не было, типографии работали плохо. Человек брал перо, бумагу, кто какую найдет, – Цветаева, например, использовала гербовую бумагу, оставшуюся со времен XIX века, – и создавал книжку числом от двух до пяти экземпляров. В редких случаях – семь. Объем составлен не более 20 страниц. Цена менялась в зависимости от инфляции. Известны и такие цены, как фунт сливочного масла. Больше всего книжек выпустил Федор Сологуб – если я не ошибаюсь, штук 15, если не 20». Собравшиеся узнали, что Алексей Ремизов делал богато украшенные книжечки и продолжал их делать после эмиграции в Париже, в 30-е, 40-е и даже 50-е годы, а Абрам Эфрос просто писал на обыкновенной бумаге – в качестве примера на экране были показаны его «Эротические сонеты». В 50–60-е годы эту традицию продолжили поэты, которые просто хотели соединить поэтическое творчество с искусством книги. Это были Павел Антокольский, Сергей Юткевич, Николай Клюев…
Тему развил директор Литмузея Дмитрий Бак: «У нас в музее, кроме замечательных альбомов Ремизова, хранятся книжечки Николая Глазкова. Они, конечно, нигде не продавалась и никуда не уходили. Это была фиксация нужной последовательности текстов. И это было очень важно для Глазкова. Так же как и для Арсения Тарковского. Его первая книга «Перед снегом» вышла в 62-м году, когда ему было 50 лет, но в его архивах хранятся рукописи, в которых совсем другая иерархия текстов – там эталонное собрание сочинений поэта». Он подчеркнул, что этот проект подчеркивает значимость писательского творчества, его индивидуальный характер, обращает внимание на статус текста в культуре.
В качестве признанных поэтов, обративших внимание на проект, на пресс-конференции выступили Евгений Бунимович и Юрий Кублановский.
В общем, поэт, желающий поучаствовать в проекте «Ручная работа», должен создать как минимум два экземпляра рукописной книги. Первый необходимо послать в Литературный музей для вечного хранения. Второй экземпляр нужно направить в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Собранные им книги, как сказал Михаил Сеславинский, для поддержания библиофильских традиций, будут проданы. Но не по фиксированной цене, а на благотворительном аукционе, который будет посвящен 125-летию Осипа Мандельштама. Вырученные деньги передадут единственному в России негосударственному Музею Мандельштама в городе Фрязине.
В заключение Михаил Вадимович провел мастер-класс по изготовлению рукописной книги. Он показал написанную сшитую им собственноручно брошюру «Фиолетовое небо». А потом даже предложил таким образом знакомиться с девушками – подходить и предлагать: «Помогите мне создать рукописную книгу».
Поэты, примите на заметку. Поработайте руками.