Подвижник Владимир Лобыцын. Фото из книги
Греция. Остров Пилос. Памятный знак русским морякам, погибшим в Наваринском сражении. Другая часть света – Пенанга (Малайзия). Там также стоит мемориал, посвященный погибшему в 1914 году экипажу крейсера «Жемчуг». Стамбул. Генеральное консульство России. Во дворе – памятник 42 матросам и офицерам, пропавшим без вести на подводной лодке «Морж» весной 1917-го. Хельсинки. Кафедральный Успенский собор. В торце алтарной части – памятная доска с именами адмирала Непенина и флотских офицеров, растерзанных во время Кронштадского мятежа в том же 1917-м.
Этих мемориалов никогда бы не было, если бы не самосжигающая работа Владимира Викторовича Лобыцына (1938–2005).
Так же как не увидели бы свет издания, связанные с жизнью и судьбой русских моряков на чужбине после Гражданской войны. Многочисленные воспоминания, архивные материалы – судовые журналы и списки – были изучены им с необыкновенной тщательностью, а потом воплотились в ряде книг, ставших этапами в историографии российского Военно-морского флота. Такие как «Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920–2000 годов», «Морские рассказы писателей русского зарубежья», «Записки подводника» офицера и писателя Василия Меркушова.
Подполковник в отставке, специалист по разработке корабельных информационно-измерительных систем, он после демобилизации поступил в Институт океанологии АН СССР. Продолжая научные разработки, все же почти полностью посвятил себя «одной, но пламенной страсти» – судьбе русского Военно-морского флота за пределами России. Особенно его привлекала так называемая первая волна эмиграции. Прекрасно образованный, обладавший великолепным литературным стилем, Лобыцын стал публиковаться в различных газетах и журналах. Много лет он был корреспондентом журнала «Вокруг света».
«А над небом вьется
стяг Андреевский…» Сборник памяти Владимира Лобыцына. – М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2015. – 208 с. |
Владимир Викторович пробивал любые заслоны, для него не существовало запретных кабинетов. Представьте, сколько надо сил потратить на согласование, подписи, разрешение, получение денег, чтобы поставить памятник. В Москве и то с ума сойдешь. А он умудрялся организовывать это на краю земли. Готовя книги, сутками работал в архивах и библиотеках, обожал делиться полученными открытиями с коллегами. Его яростное служение не могло не привлекать к нему людей. Таких, как он, восстанавливавших по крохам военно-морскую славу России. Это был настоящий подвижник, просветитель. Куда звали – выступал с лекциями, не отказывался. Очень многое, к примеру, сделал для открытия в Кисловодске Музея адмирала Колчака.
10 лет прошло, как мы потеряли его. И вот сегодня усилиями историка флота Никиты Кузнецова и других учеников и друзей Лобыцына увидела свет эта книга. Сюда вошли воспоминания о Владимире Викторовиче тех, кому повезло встретить его на дороге жизни, а главное – различные статьи и заметки, опубликованные этим человеком в разные годы. Здесь и статья «Три поколения Горенко», посвященная родным Анны Ахматовой, которые были офицерами Военно-морского флота, и исследование о расстрелах в Севастополе в 1917 году, и работа «Русское кладбище в Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Белая гвардия». А как не упомянуть материалы по истории плавания русских военных кораблей в Арктике или воспоминания о поездке в Порт-Артур? Есть люди, которых называют «соль земли». Которые не потребляют, а создают жизнь. Именно к таким принадлежал Владимир Викторович Лобыцын.