0
2090
Газета Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

Заложник воображения

Тэги: поэзия, александр блок, лермонтов, эротика, дуэль, белинский


Александр Блок писал: «Почвы для исследования Лермонтова нет – биография нищенская. Остается «провидеть» Лермонтова. Но еще лик его темен, отдаленен и жуток...» Попробуем «попровидывать»?

Благодаря мощному воображению он мог то зримо видеть себя под землей с конкретными деталями гниения («И я сошел в темницу, узкий гроб, где гнил мой труп... здесь кость была уже видна – здесь мясо кусками синее висело – жилы там я примечал с засохшею в них кровью... червяк то выползал из впадин глаз, то вновь скрывался в безобразный череп...»), то ощущать себя ангелом или демоном (космонавтов в ту пору, понятно, не было), то представляться несчастнейшим из землян, гонимым и бесконечно обиженным. Да, он был воистину несчастным заложником своего беспощадного воображения. 

Как же формировалась эта уникальная личность? Встретив в 10-летнем возрасте на Кавказе симпатичную девочку, голубоглазую блондиночку, он пережил внезапный экстаз любви с такой чувственно-сексуальной силой, что, видимо, испытал при этом ярчайший оглушающий все его существо, оргазм. Что, такое невозможно? А беспрецедентная скорость лермонтовского интеллектуального и литературного развития – она же реальна. Да, по общепринятым медицинским понятиям, это было явным физиологическим чудом. Но разве сам Лермонтов не признавался: «Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала...»? И он же этот феномен потом объяснял так: «Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная... это была истинная любовь... О! сия минута первого беспокойства страстей... И так рано!.. в десять лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще – плакать».

Видимо, тот первый «оргазм» и впрямь стал непревзойденным впоследствии, неким «камертоном» чувственного сексуального переживания Лермонтова: «С тех пор я еще не любил так». Видимо, потому-то и за год до смерти, 1 января 1840 года, образ все той же белокурой девочки с голубыми глазами тревожил Михаила Юрьевича среди великосветского бала-маскарада: «И странная тоска теснит уж грудь мою: я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье». Примечательно: если первая дневниковая запись принадлежит восторженному 16-летнему отроку, то скорбное признание в процитированном стихотворении сделано уже взрослым по возрасту мужчиной, посетившим не один бордель...

Вспомним угрюмство, резкие перепады настроения Мишеля, тягу к уединению, отчужденность от сотоварищей по пансиону и университету... Во всем этом секс разве не «виноват»? А не потому ли еще ушел Михаил в юнкерское училище, чтобы попасть в атмосферу раскрепощенного мужланства вояк и там одолеть некие комплексы? И чтобы не быть белой вороной, а своим парнем, он и пишет «юнкерские поэмы». Рассказывая о своем посещении поэта на гауптвахте, Виссарион Белинский в частном письме не для печати (Боткину) сообщает: «Женщин ругает: одних за то, что дают, других – за то, что не дают. Пока (а это апрель 1840-го. – С.Г.) для него женщины и давать – одно и то же. Мужчин он также презирает, но любит одних только женщин и в жизни только их и видит... Большой свет... он любит не для него самого, а для женщин, для интриг... (имеет) себе по три, по четыре аристократки, и не наивно, а пресерьезно говорит Краевскому, что он уже и в бордель не ходит, потому что незачем. Ну, от света еще можно оторваться, а от женщин – другое дело».

И если земными глазами взглянуть на ту же поэму «Демон», на которую создано столько пародий, то вправе задаться вопросом: а в чем, собственно, ее сюжет, из-за чего весь сыр-бор, мучивший Лермонтова с 1829 по 1838 год? В одной из пародий он, этот сюжет, объясняется так: «Вот тема: девочку любую, невинную еще, младую, коварным словом искушенья привесть в такое возбужденье, чтобы сама она легла и грешнику, хоть было б больно, в порыве страсти добровольно свою невинность отдала». Признайтесь, разве не так?!

И, значит, не случайно в 1841 году именно в доме той самой (!) бывшей девочки, первой его детской любви, Эмилии Верзилиной, ставшей супругой лермонтовского троюродного брата Акима Шан-Гирея, и произошло трагическое завершение всю жизнь терзавшего поэта конфликта мечты с действительностью: величайший гений воображения не мог стерпеть столь жестокое разрушение пошлой прозой быта его самовнушенного идеала женщины, его божественной путеводной звезды. Предчувствуя свою гибель и психологически готовый к ней, Лермонтов сам спровоцировал стычку в этом доме с Мартыновым, результатом чего и стала та последняя, роковая дуэль. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
900
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1214
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
943
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
779

Другие новости