0
7021
Газета Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

Певец Москвы

Тэги: москва, шестидесятники, людмила петрушевская, марк розовский, радзинский, миронов, франция, париж, проханов, юлий ким, сартр, камю, стейнбек


москва, шестидесятники, людмила петрушевская, марк розовский, радзинский, миронов, франция, париж, проханов, юлий ким, сартр, камю, стейнбек

Едва ли не в каждой книге Анатолия Макарова появляется его любимая героиня – Москва. В изображении Москвы ХХ века он давно достиг классической живописности, свободной от этнографизма и даже бытописательства. Энергия макаровской Москвы обеспечивается его героями, силой их характеров, их страстями. Вскоре после юбилея Анатолия МАКАРОВА о Москве, прозе и вечных проблемах с ним побеседовал Сергей ДМИТРЕНКО.

– Анатолий Сергеевич, в вашей прозе всегда чутко передаются переливы времени. А как ощущаете себя вы сами в дни юбилея?

– К себе во времени я относился здраво, иронически. Мне были смешны мои коллеги, которые стремились попасться на глаза начальству и что-то получить, организовать свои творческие вечера, какие-то поздравления самим себе... Этим себе литературной славы не составишь. Не было ее и у меня. Но известность все же была.

– С 1960-х годов помню ваши очерки в любимом издании нашей семьи, в «Неделе», подпись – «Ан. Макаров»...

– Да, я стал подписываться так после курьезных повторений одной и той же накладки: одним из самых заметных литературных критиков тогда был Александр Николаевич Макаров, и мои гонорары несколько раз выписали ему. Вот я и решил отделиться... Но, повторю, известность у меня была. Это я почувствовал, когда корреспондентом ездил по стране и в гостиницах, в администрациях тогдашних меня узнавали именно как автора «Недели», говорили о каких-то моих очерках – значит, читали. А настоящую известность, момент славы я испытал, когда в «Юности» напечатали мою повесть или маленький роман – «Человек с аккордеоном». В итоге дошло дело до экранизации, фильм поставил Николай Досталь, один из лучших сегодня кинорежиссеров...

– Он играл Сашку Кригера в фильме «До свидания, мальчики». Это едва ли не самая задушевная панорама предвоенного времени, как «Человек с аккордеоном» – послевоенного...

– Спасибо. А со временем, если говорить о моей литературной жизни, дело обстоит так. Я, конечно, ощущаю себя шестидесятником, но формально, по возрасту я младше шестидесятников на семь-восемь лет... Но в эти годы литературная атмосфера в стране перевернулась, и, наверное, отчасти поэтому многие мои вещи после «Человека...» в «Юности» не брали. Например, повесть «Мы и наши возлюбленные» в разных журналах, несмотря на положительные рецензии, заворачивали. Так что роман с журналами у меня как прозаика не сложился. Но сложился с издательством «Советский писатель», хотя это было трудное для авторов издательство, печатавшее литературных генералов, московских, из областей, союзных республик. Но мои книги здесь брали и, самое главное, в книжных магазинах они никогда не залеживались.

– Но вернемся к вашему детству. Судя по вашей прозе, с детства у вас многое и начиналось...

– Это так. Я вырос в самом центре Москвы, Пушкинская улица, дом 12, квартира 3 – дом, к счастью, сохранился, и здесь, в центре, происходило все, что происходило в стране. Это был, с одной стороны, обычный московский сильно хулиганский двор, но в этом районе жило много артистов, писателей, в нашей 170-й изумительной школе состав был такой: треть примерно – дети художественной интеллигенции, остальные – послевоенная безотцовщина. И у меня все погибли, кроме двух двоюродных дядей. И моей матери, которая до войны не нуждалась и даже не работала, так как мой дед был довольно известный московский портной, теперь надо было вместе со мной просто выживать. Но при этом в школе я никогда не чувствовал социальной разницы: никому не делали поблажек, с именитых даже больше спрашивали, у нас в классе все ходили друг к другу домой, после уроков, ну, как бывает... Я долго над этим думал и пришел к выводу, что при всей жуткой практике большевиков все-таки какой-то идеализм в представлениях оставался. И мы все в этом росли. Людмила Петрушевская, Марк Розовский, Эдик Радзинский, Вася Ливанов, Андрюша Миронов – это все ребята из нашей школы. Мы умели дружить, да и потом это продолжалось в нашем поколении. В университете приятель привел меня в «Известия», а там был такой знаменитый редактор, он прошел войну, а до войны работал в «Комсомолке», Александр Львович Плющ, у которого был свой принцип набора. Когда его за кого-то просили, он отвечал: ваши и без меня не пропадут, а я возьму ребят в рваных штанах... Конечно, брал не за рваные штаны, нужно было заработать горбом это право – стать корреспондентом «Известий», «Недели». Я, прежде чем меня взяли, год ходил в практикантах. Но, значит, подошел...

– И вы не были членом партии?

– Никогда. Хотя мне не раз говорили: что ж ты не вступаешь, даже за границу никогда не съездишь. Но я не вступал, знал, что это не мое. А притом во Францию, в Париж, попал еще в 24 года. Еще была оттепель, и меня воткнули в молодежную группу журналистов. Знал язык, и вот – поехал. Прямо с корявого асфальта моего двора, из перенаселенной скандальной коммуналки. Правда, потом долгое время меня никуда не пускали. Знали, с кем дружу, что читаю, у кого это беру... Но в соцстраны все же ездил, там мои книжки переводили. А теперь и вовсе могу сказать: я побывал всюду, где хотел.

– Вы по стилю и содержанию прозы относитесь к тем, кого называют семидесятниками или «сорокалетниками», но сами, насколько понимаю, считаете себя шестидесятником... Почему?

– Просто по духу я шестидесятник. Со многими из них дружил, с ними вырос. С другой стороны, например, я долгие годы был в прекрасных отношениях с Сашей Прохановым, мы печатались в «Сельской молодежи», когда туда пришел Олег Попцов, он сделал прекрасный журнал... Я был хорошо знаком в те времена с Толей Курчаткиным, Анатолием Кимом, с Анатолием Афанасьевым...

– Интересный писатель, недопрочитанный... Тоже певец Москвы.

2-1-2T.jpg
Москва сегодняшняя. Небесное пространство между
собором Василия Блаженного и Спасской башней.
Фото автора

– Талантливый по перу. И притом ерник... Но важны отношения. Тогда было очень интересное по-своему время. Нельзя было писать обо всем, что ты думаешь, но можно было писать хорошо. Это замечали. Когда я начинал, был, скажу так, гром оркестров, а я играл на своей скрипочке или дудочке. Но редакторы эту скрипочку-дудочку услышали – и потом слышали. Это как-то длилось, до 90-х годов. Теперь редакторы не настроены слышать. У них производство. А тогда даже журналистика была литературоцентричной. Писатель в газете – это было обычное дело, как, впрочем, повсюду в ХХ веке. Для Сартра, Камю, Хемингуэя, Стейнбека газетная работа была частью их творчества. Все было взаимосвязано. Все искали литературное качество. А сейчас это стремление молодежь, по-моему, стало раздражать. При этом они, кажется, сами не знают, чего хотят. Все только вокруг продаж: сможем продать – не сможем продать. Но при этом странный менеджмент. В прошлом году мой роман решили издавать, дали мне хорошего редактора, еще старой, нашей школы, книга дошла до оригинал-макета, но потом в издательстве сменился главред, хозяин стал просматривать, так сказать, оставшееся – и отвел. По каким-то своим, совершенно субъективным причинам. Все решил случай, а не работа. И от нелепости всего происшедшего я испытал тяжелый стресс...

– Только и остается, что сказать: коль написано, значит, рано или поздно будет издано. Что поделаешь, новые времена. Наверное, у вас, поэта Москвы, есть свое мнение и о новом облике любимой Москвы?

– Когда Лужкова выбрали, я даже по наивности радовался: вот избрали московского парня, он не напортит... Но скоро пошел этот купеческий стиль, стали ломать столько, сколько никогда в Москве не ломали. Строят бездумно, без какого-либо учета московского ландшафта. Вот здесь, неподалеку, у входа на Арбат, поставили здание, не обращая внимания на то, что есть этот арбатский особый поворот... И сколько такого! Хотя Москва остается великим городом, ее душу не убьешь. И еще. Меня не меньше раздражает, когда слышу голоса: «Понаехали!» Они не сами понаехали, они здесь работают, их надо не как сельдей в бочку в подвалы напихивать, а помогать понять, где они живут, музеи им показать, театры...

– Вы что-то писали, кроме журналистики и прозы? Стихи, например?

– Нет, стихи я не писал никогда, хотя поэзию очень люблю, знаю, легко запоминаю. Дружу со многими поэтами. Если бы я преподавал, советовал бы журналистам, прозаикам побольше читать стихов. Помогает понимать прозу. Еще я написал несколько пьес, и, хотя театральная их судьба не сложилась, это также было интересное занятие. Пьесы писать полезно, чтобы понять сущность конфликта, возможности диалога. Это взбадривает.

– Вы никогда не преподавали?

– Нет, не довелось. Так получилось, я всегда был занят чем-то, помимо прозы. Заработков на жизнь и на путешествия хватало, а лекарств я тогда еще не покупал. То «Неделя», то телевидение, где я на ТВЦ вел передачу «Газетный дождь», то радио...

– Вот и расскажите о вашей передаче «Диалоги ума и сердца» на радио «Культура», которую почему-то закрыли именно в Год литературы.

– Понятно почему. Урезали финансирование, кризис. Хотя с радио звонят, надеются на восстановление. Все-таки она существовала семь лет, выходила еженедельно, к ней привыкли. Легко посчитать, сколько человек у меня побывало – не только писателей и критиков, но и литературных деятелей, людей кино и театра, режиссеров. И все шли с радостью, за это время отказались только двое...

– По-моему, «Диалоги...» были единственной федеральной радиопередачей, где шел серьезный и разносторонний разговор о современной литературе...

– Наверное, так. Во всяком случае, я старался, готовился к каждой встрече, много читал. Причем одним из главных принципов для меня было преодоление тусовочных перекосов: это наши, а это не наши, их мы не приглашаем, и т. д. У нас очень сложно устроенное общество, и мне хотелось, чтобы «Диалоги ума и сердца» были интересны для всех, кто считает литературу, чтение серьезным делом жизни, хочет говорить о литературе, а не только о попсе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
876
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
810
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1462
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
688

Другие новости