0
10298
Газета Интернет-версия

13.08.2015 00:01:05

Начались аресты всех лысых

Тэги: николай носов, незнайка, юбилей, детство, капитализм, юмор, сказка, фантастика, детская литература, кир булычев, агния барто, сергей михалков, виктор драгунский, борис заходер, памела трэверс, гермес тресмегист


николай носов, незнайка, юбилей, детство, капитализм, юмор, сказка, фантастика, детская литература, кир булычев, агния барто, сергей михалков, виктор драгунский, борис заходер, памела трэверс, гермес тресмегист Может, не надо на эту Луну лететь было? Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне».1997

Мы начали набирать в интернет-поисковике: «нез…» И услужливая поисковая система первым делом подсказала слово «независимость». Вторым в ряду подсказок было словосочетание «Независимая газета». А третьим оказался Незнайка. И мы решили, что это знак.

Тем более что и повод есть. Даже два. Во-первых, в этом году исполняется ровно полвека с выхода книжного издания романа «Незнайка на Луне» (а в журнале «Семья и школа» он выходил с июля 1964-го по февраль 1966-го). Во-вторых, буквально на прошлой неделе вышли книги «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» в серии «Та самая книга» издательства «РОСМЭН».

Об этой серии хочется сказать отдельно.

Этот принцип взаимодействия читателей всех возрастов с детской книгой очень точно сформулировал Кир Булычев. Родители, выросшие на книжках про Алису Селезневу, приобретают книги о ней и для своих детей. А тем более если им в детстве этих книг не хватало – брали на неделю в библиотеке, на пару дней у знакомых… Это как в анекдоте: «– Твоя жена должна родить… Ты кого хочешь – мальчика или девочку? – Мальчика! – Почему? – Очень хочется купить радиоуправляемый вертолет». Того же Булычева в постперестроечные годы издавали и с яркими цветными иллюстрациями, и с кадрами из фильма «Гостья из будущего», но в конце концов поняли, что читатель лучше всего принимает те книги, где воспроизводятся «те самые» иллюстрации Евгения Мигунова.

Помнится, был сборник сказок, который выглядел как пародия на классическую книжку 1962 года «По дорогам сказки» – видимо, не сумев приобрести права на аутентичное оформление, издатели заказали что-то подобное. А вот уже в издательстве «Октопус» вышла культовая книжка стилизаций Вадима Левина под английские народные потешки «Глупая лошадь» – со старыми, «теми самыми» иллюстрациями Спартака Калачева, только меньшим форматом.

И вот, наконец, этот принцип был не только воплощен в полной мере, но и встал в основу серийной концепции. Начали выходить из печати полные копии детских книжек времен детства даже не родителей нынешних детей, а их дедов и бабок. Переиздали: «Сказки из дорожного чемодана» Святослава Сахарнова с иллюстрациями Михаила Беломлинского, «Малышам о звездах и планетах» Ефрема Левитана с иллюстрациями Сергея Алимова, «Слоненок пошел учиться» Давида Самойлова с иллюстрациями Сергея Коваленкова, «Мэри Поппинс с Вишневой улицы» Памелы Трэверс с иллюстрациями Геннадия Калиновского и др.

незнайка
Даже в мультфильме образы Знайки и Незнайки навеяны Вальком.
Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне». 1997

Когда издатели обратились к читателям с вопросом, что бы еще выпустить в этой серии, ответом было: «Незнайку!» Но издательство уже печатало все три книги о приключениях коротышек из Цветочного города в 1997 году. Причем они уже тогда, когда не было специализированной серии, сделали третий роман с «теми самыми» иллюстрациями 1965 года, художника, графика, карикатуриста, плакатиста Генриха Валька. Он рисовал картинки к книгам таких детских писателей, как Агния Барто, Виктор Драгунский, Борис Заходер, Сергей Михалков… Он был среди первых иллюстраторов и Николая Носова. Ведь уже первая книжка этого писателя, вышедшая в 1945 году – сборник «Тук-тук-тук», – была с рисунками Генриха Валька. Но «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» запомнились иллюстрациями Анатолия Лаптева. Вальк, создавая свои образы коротышек, во многом опирался на рисунки Лаптева. И в 97-м, видимо, желая выпустить всю трилогию в едином оформлении, проиллюстрировать первые две книги тоже предложили Вальку, которому тогда уже было без малого 80 лет. И надо сказать, очень своевременно – в 1998 году Генриха Оскаровича не стало… Но теперь уже и это издание стало «тем самым». Ведь тем, кому в 97-м было пять-семь лет, теперь уже за 20. У них у самих уже должны быть дети.

Ну, а что касается «Незнайки на Луне», то у книги было, скажем так, две жизни. Первая, кстати, продолжается до сих пор и, надеемся, никогда и не кончится.

Сказка Николая Носова – блистательное произведение для детей. И не только.

Сказка Николая Носова – очень мудрое, если не сказать больше, философское и мистическое, произведение. Вся трилогия построена по принципу учителя алхимиков Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, то и вверху». С коротышками в Цветочном городе происходит все то же самое, что и в реальном мире людей, только в миниатюре.

Сказка Николая Носова – замечательный образец сатиры.

Сказка Николая Носова – научно-популярное и научно-фантастическое произведение.

книга
Слева направо: обложка первого издания, 1965, обложка издания
2015 года, обложка издания 2015 года.

Сказка Николая Носова – не только сатира и гротеск, это еще и натуральный юмор, способный пережить века. Юмор Аристофана до сих пор понятен, в его пьесах есть места, где именно смешно, но юмор Аристофана большей частью связан с сексом и эротикой. Что и понятно: физиология человека изменилась немного. А у Носова-то эротики нет. При том, что в первых двух книжках действуют все же «крошечные мальчики и девочки», на Луне же перед нами, как ни крути, взрослые люди. Точнее так: дети прилетают на Луну, где живут пусть и крошечные, но все же взрослые. Коротышки уже и в Солнечном городе были «взрослее» персонажей «Приключений Незнайки», но все равно во многом оставались детьми. А тут – на Луне – все серьезно. Полиция, бандиты с оружием, рабочие, нищие и бомжи. Все есть, кроме проституции и наркомании. Хотя в книжке действуют маленькие взрослые, предназначена она для маленьких детей. Не только для них, но и для них тоже.

Так вот, юмор Носова переживет века, хотя и шутит писатель, не трогая гениталий.

Это, так сказать, про первую жизнь. Вторая – неожиданная – у нее началась, как наверняка уже догадались наиболее опытные читатели, в конце 80-х. И протекала удивительно бурно все  90-е. Другого учебника капитализма у советских граждан тогда не было. Просто, понятно, а самое главное – совершенно верно. Вот прямо бери и действуй по книжке, не ошибешься. Она, кстати, и предостерегала начинающих «бизнесменов» о многих опасностях. Просто читать-то людям лень, тем более до конца, а уж еще при этом и думать – это выше человеческих сил. И все равно Незнайку в то лихое время вспомнили все, а использовали как руководство к действию и инструкцию по применению многие. Об этом не раз говорилось. Но все (ладно, почти все, всех-то мы не знаем) комментаторы и интерпретаторы в один голос твердят: как точно про 90-е! как верно описаны эти лихие годы! как замечательно предсказал недавнее прошлое Носов и т.д.

А ведь «Незнайка на Луне» актуален и в наши дни. Капитализм не меняется. Нет, конечно, меняется, но ведь и в книжке Носова тоже много самых разных эпизодов. Тем более что даже если и меняется, то не во всем.

Например, издательство «ГроссМедиа» в издании 2008 года снабдило книгу подробными комментариями специалистов: «В этой главе Скуперфильд придумывает простую схему работы на фондовом рынке: купить акции дешевле и продать дороже. Такая схема позволяет получать прибыль на растущем, то есть бычьем, рынке…»

Это если говорить про экономику. А вы почитайте политические пассажи. Не будем ничего и никого ни с кем сравнивать, просто процитируем смешной фрагмент (эта книжка еще ведь и юмористическая, на все века и все государства).

«Однако наибольшее внимание полиции привлекло письмо, в котором некий Сарданапал заявлял во всеуслышание, будто деньги похитили сами полицейские… Сотрудник, работавший в отделе писем, вспомнил, что письмо было получено не по почте: его принес какой-то незнакомый субъект. На вопрос Пшигля, как выглядел этот субъект, сотрудник вспомнил лишь только то, что он был лысый (ага, маленькие взрослые! – «НГ-EL»)

Начались поголовные аресты всех лысых»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1258
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
639
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
568
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
732

Другие новости