0
2859
Газета Интернет-версия

30.07.2015 00:01:00

Белым по белому

Тэги: переделкино, марк розовский, лев разгон, александр городницкий, лев аннинский, михаил рощин, елена аксельрод, семен липкин, кирилл ковальджи, ольга аросева, андрей вознесенский, александр бовин, арон бух, михаил козаков, александр ревич, евгений рейн, вал


переделкино, марк розовский, лев разгон, александр городницкий, лев аннинский, михаил рощин, елена аксельрод, семен липкин, кирилл ковальджи, ольга аросева, андрей вознесенский, александр бовин, арон бух, михаил козаков, александр ревич, евгений рейн, вал Рада Полищук в гостях у Льва Разгона в Москве, на Малой Грузинской улице, 1997 год. Иллюстрация из книги 

Когда я впервые увидел работы Владимира Вейсберга, я был поражен тем, как ему удалось добиться эффекта «невидимой живописи». Картины создавались благодаря тончайшим оттенкам белого цвета, вызывавшим эффект света, идущего изнутри картины, из самих предметов. Похожее чувство возникло у меня, когда я читал новую книгу Рады Полищук.

Любой литератор знает, как легко писать об отрицательных героях и с какими муками удаются литературные портреты героев положительных, как трудно найти подходящие краски в палитре языка. Тем поразительнее эффект от представленных в книге портретов, эссе, бесед, воспоминаний, от ощущения света и радости знакомства с современниками. Один из прочитавших эту книгу раздумчиво произнес: «Да где же это она столько хороших людей среди литераторов нашла?» Но ведь нашла! И может быть, Раде и искать не надо было, поскольку она из тех авторов, которые пишут, «как слышат, как дышат», как чувствуют.

Поэты и артисты, режиссеры и прозаики, критики и художники – за время работы в редакции альманаха «Апрель», в секретариате Союза писателей Москвы, ведения «Литературной гостиной» и издания российско-израильского литературного альманаха «Диалог» складывался круг друзей. И какое счастье, что Рада Полищук обратилась к жанру литературного портрета и у читателя появилась возможность близкого знакомства с размышлениями о жизни и творчестве Марка Розовского и Льва Разгона, Александра Городницкого и Льва Аннинского, Михаила Рощина и Елены Аксельрод, Семена Липкина и Кирилла Ковальджи, Ольги Аросевой и Андрея Вознесенского, Александра Бовина и Арона Буха. Редкое сочетание умения слушать и слышать, наблюдать и видеть, подмечать яркие детали и оттенять главное позволило автору создать психологически и стилистически достоверные портреты друзей-современников.

Книга пронизана токами симпатии, сочувствия, сопереживания, любви. И возможно, благодаря этому, а не только мастерству писателя, читатель садится за один стол с «домовым» Переделкина – Михал Михалычем Рощиным, человеком редкого обаяния, доброжелательности и гостеприимства; неспешно прогуливается по заросшим тропинкам Дома творчества с Львом Эммануиловичем Разгоном, входит в прекрасный и яростный мир театра вместе с Марком Розовским и Михаилом Козаковым, вовлекается в водоворот энергетики Евгения Рейна, сопереживает Валентину Никулину, поражается энциклопедичности и страстности Александра Михайловича Ревича, встречается с «совершенно счастливым человеком» – Львом Аннинским и....

Не могу не привести несколько цитат из книги. Об Александре Ревиче: «Нет, Александр Михайлович не был влюблен в литературу, даже не скажешь, что он любил ее. Это чувство больше, выше, глубже, неистовее любви. Он ею жил, не только интеллектуально, но и физиологически. Он ею питался, дышал, слово текло по его венам, билось, пульсировало в сердце – свободно, радостно, набатно, тревожно, философски раздумчиво».

книга
Рада Полищук.
За одним столом сидели:
Портреты. Эссе. Этюды.
Беседы. Воспоминания.
– М.: МИК, 2015. – 352 с.

О Михаиле Козакове: «Он весь был переполнен текстами, они рвались наружу – и он устраивал небольшие чтения для узкого круга, а частенько это случалось само собой, как бы совершенно нечаянно – и тогда любая скамейка становилась первым рядом партера, а любая береза кулисой, из которой стремительно выходил на сцену артист Михаил Козаков... Я поняла, что актер – это не профессия Михаила Козакова, это его состояние, настроение. Это его дыхание».

О Семене Липкине: «Долго еще буду с грустью смотреть ему вслед. И обнаружу вдруг его похожесть на Пророка, забредшего к нам из глубины веков... Он как бы парил над временем, всегда оставаясь самим собой. Он сохранил в себе ребенка и свои детские сомнения – оказывается, мудрость не отменяет сомнений. Ни тени снобизма, апломба, высокомерия...»

О Кирилле Ковальджи: «Еще одна яркая способность Кирилла Ковальджи – он умеет ненавязчиво отвечать на незаданные ему вопросы, которые смутно беспокоят тебя, еще не сформулированные окончательно, даже не до конца осознанные, быть может. Вдруг коротко и ясно, стихотворной строкой он расставляет все по местам».

О Елене Аксельрод: «Стихи Елены Аксельрод – как камертон. По ним можно выверить непростую мелодию песни российского еврейства».

И несомненная творческая удача писателя – описание Переделкина, в недавнем прошлом писательской столицы России: «Я люблю Переделкино, замшелое, заброшенное, медленно, но неотвратимо, навсегда уходящее в прошлое... Сомкнутся годами натоптанные тропинки, содвинут ветви деревья – и не пустят сюда чужака... Разве что рукописи не горят?»

Не горят рукописи и не исчезнет Переделкино, где Рада Полищук сидела за одним столом с яркими, увлеченными, незабываемыми людьми. Не исчезнет и память, прапамять, которая пронзительно, эхом любви и боли слышна во всех ее книгах – «…голоса родные, живые… Мама? Папа? И я?.. На краю скалы, над бездной… И никого больше на всем белом свете. А может – и белого света нет…»

Оказывается, писать о современниках легко. Надо только увидеть свет в душе каждого из них. И тогда все проще простого... Белым по белому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
755
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1442
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1272
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2400

Другие новости