Манухин и Горький.
Финляндия. Мусямяки, 1914. Иллюстрация из книги |
Произошло это в 1913 году. Любимец всей России, популярнейший писатель, пока еще не ставший «буревестником революции», погибал от недуга на Капри. К нему с предложением своего мало опробованного лечения методами рентгеновского облучения и отправился врач, исследователь иммунитета Иван Иванович Манухин. Горький остался жив.
Впоследствии это событие спасло как самого Манухина, так и великого князя Гавриила Константиновича, который вместе с другими великими князьями после Февральской революции оказался в Петропавловской крепости. Дело в том, что весной 1917-го Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства предложила Манухину работать врачом Трубецкого бастиона, где содержались царские сановники. Впоследствии той же деятельностью он занимался при большевиках. И при содействии Горького Манухин сумел спасти от казни многих, не только великого князя и его жену, Наталью Барсову, но и, к примеру, Анну Вырубову. Потом, когда Иван Иванович был уже на краю гибели в стране победившего пролетариата, Алексей Максимович сумел выбить у Ленина разрешение для Манухина и его жены выехать за границу.
Ученик Сергея Боткина и Ильи Мечникова, Манухин был одним из самых выдающихся врачей и иммунологов своего времени. Он разработал не только радиобиологические методы лечения туберкулеза, но и сыворотку против сыпняка. Его очень ценили в Европе, особенно в Институте Пастера. Однако он обладал не только талантами и научными достижениями, без преувеличения, мирового уровня. Были также еще и порядочность, и невероятная ответственность за любое дело.
Зинаида Гиппиус, особенно сдружившаяся с Манухиным в голодном и ледяном Петрограде времен революции и Гражданской войны, находила в нем «…типичные черты русского интеллигента: крайняя прямота, стойкость и непримиримость выражались у него не словесно, а именно действенно… Он вечно бегал, кому-то помогал, кого-то спасал».
Иван Иванович Манухин закончил свою жизнь в Париже в 1958-м, уцелев после всех войн и революций, и обрел покой на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. А через несколько десятилетий живущий в России его внучатый племянник Алексей Говядинов прочел в журнале «Вопросы истории естествознания и техники» статью исследовательницы науки Татьяны Ульянкиной «Этот неизвестный известный Манухин». Дальше началась долгая работа. Он нашел душеприказчицу Манухина Ольгу Кошко, разыскал родных, много времени провел в архивах и библиотеках различных стран. С огромным трудом получил копии рукописи воспоминаний из Бахметьевского архива в США. Результатом всего и стала книга «Жизнь и призвание доктора Манухина». Предисловие к книге написала уже упоминавшаяся Татьяна Ульянкина.
Книга выстроена не совсем обычно. Вначале – воспоминания Ивана Ивановича, разворачивающие огромное полотно от благословенного детства в тверском городе Кашине до времен военного коммунизма и 1921 года, когда Манухин и его жена Татьяна по латвийской визе покинули Советскую Россию. Также в книгу вошли письма, отрывки из воспоминаний самых разных людей, которым повезло встретить Манухина на дороге жизни, и полемические статьи, возникавшие на страницах научных изданий после известия об очередном феерическом успехе ученого. Мемуары написаны ярко, сочно, с отчетливой точностью. И в то же время Манухин всегда дает какую-то обобщающую картину. Вот что, например, пишет он о Горьком: «Случалось мне как-то раз говорить с ним о несчастных людях, и я понял, что для Горького самые несчастные на земле люди были не материально бедствующие, а лишенные возможности развить или применить свои дарования, что существование не в рост природным данным – несчастье, горше которого нет на свете. И в этом суждении он проявлял свою творческую натуру, бессознательно воспринимающую творчество как особую силу жизни, которой суждены деятельность и развитие».
Жизнь и призвание
доктора Манухина. – М.: Русский путь, 2015. – 552 с. |
Вообще пролетарскому классику в книге уделено очень много внимания. Приводится ряд писем Манухина, связанных с лечением Алексея Максимовича. К слову, когда в русской эмигрантской печати возник спор о чудесном спасении великого князя Гавриила Константиновича из Петропавловской крепости, Иван Иванович яростно встал на защиту писателя: «Лавры» на голову М. Горького возлагают большевики за услуги, оказанные им Советской власти. Я же говорил не об услугах его коммунистической власти, а о добром поступке по отношению к князю Гавриилу Константиновичу».
Кроме этого представлены также письма Гиппиус и публикации самого Манухина, касающиеся его великих открытий. Наверняка историкам медицины будет интересна ожесточенная полемика вокруг достижений ученого, также вошедшая в книгу. «Ни один из современных естествоиспытателей, кроме И.И. Мечникова, я убежден, не сказал нам, целому поколению врачей, своими научными и философскими трудами так горячо и убедительно: берегите человеческую жизнь!» – писал Иван Иванович о своем учителе. Абсолютно то же самое можно сказать и о нем.