0
3544
Газета Интернет-версия

02.07.2015 00:01:00

От «Жупела» до «Пантеона»

Андрей Мирошкин

Об авторе: Андрей Викторович Мирошкин – москвовед, литературный критик

Тэги: серебряный век, искусство, сатира, революция, издательское дело, эмиграция, горький, ленин


24-6-3_t.jpg
Фото Гржебина. Конец 20-х годов. 

В прошлом номере «НГ-EL» Андрей Мартынов уже писал об этой книге. Правда, интересовали его в основном политические и исторические аспекты. Мне же хочется сделать упор на искусстве, ибо фигура Гржебина ими не исчерпывается. Упоминания об издателе Зиновии Гржебине (1877–1929) можно встретить в письмах, мемуарах, дневниках известных людей начала ХХ века – от Бунина до Ленина. В советское время, впрочем, о нем писали мало (как-никак эмигрант, ссорился с Горьким, умер во Франции). Но с начала 90-х годов начали регулярно выходить статьи. Первое большое биографическое исследование о Гржебине выпустил историк российского издательского дела Ефим Динерштейн. Книга написана дотошно, академично, но не скучно; она отлично иллюстрирована портретами писателей, издававшихся Гржебиным, а также его собственными рисунками начала 1900-х годов.

Он родился в бедной семье в городе Чугуеве на Харьковщине. Там же тремя десятилетиями раньше появился на свет Илья Репин. Гржебин, как и его знаменитый земляк, учился на художника. Посещал школы рисования в Мюнхене и Париже, брал уроки у знаменитого Шимона Холлоши. Начитавшись за границей иллюстрированных сатирических журналов, Гржебин решил делать подобное и на российском политическом материале. Тем более что время для этого подоспело подходящее – царский манифест 1905 года о даровании гражданских свобод. В России наступило время фельетона и карикатуры. Рисунки Гржебина, высмеивающие правительственных чиновников, появляются в этот период в разных изданиях, имеют успех. Молодой художник входит в богемно-оппозиционные круги, приобретает ряд полезных связей.

24-6-12_t.jpg
Ефим Динерштейн.
Синяя птица Зиновия Гржебина. –
М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 448 с.

Вскоре Гржебин становится редактором журнала «Жупел», одного из самых острых сатирических изданий времен первой революции. Он сумел привлечь для сотрудничества в нем как художников-эстетов из «Мира искусства», так и народолюбцев-реалистов из круга Максима Горького. Для коммерческого успеха именно это и было нужно – собрать авторов из конкурирующих тусовок под одной обложкой. В итоге и «Жупел», и сменившая его «Адская почта» отлично продавались, цитировались во всех кофейнях и салонах. Правда, полиция довольно быстро прикрыла эти рассадники вольнодумства, а редактор даже угодил на время в «Кресты».

В заключении Гржебин не унывал и вышел на свободу с новым, еще более амбициозным бизнес-планом – создать издательство «Шиповник». Колючее название намекало, с одной стороны, на политический уклон, с другой – на смелость эстетических исканий.

Гржебин печатал в альманахе «Шиповник» прозу Александра Куприна, Леонида Андреева, стихи Валерия Брюсова, рисунки Мстислава Добужинского, Льва Бакста, Николая Рериха. В одноименном книгоиздательстве выходили самые разные тома – от сочинений Карла Маркса до монографий о Спинозе, от романа Федора Сологуба «Мелкий бес» до собрания сочинений Герберта Уэллса. Логотип «Шиповника» нарисовал Евгений Лансере. Гржебин делал ставку на самые громкие имена, на главные таланты той поры. И не прогадал. За 10 с небольшим лет в рамках этого проекта вышло около 350 книг. «В отличие от иных издателей Гржебин видел в книжном деле возможность проявления своего собственного «я», – пишет Динерштейн. – Он считал себя не просто предпринимателем, а сотворцом того нового, что рождалось путем соединения совместных усилий: его, автора, художника и типографского рабочего. Это он побудил А.Н. Бенуа взяться за написание «Истории живописи всех времен и народов», предложил издать «Илиаду» в переводе Минского».

Именно в тот период Зиновий Исаевич сблизился с Максимом Горьким. В области политики и эстетики у них существовали разногласия, зато их объединяла одержимость глобальными просветительскими идеями. Впоследствии конфликт с Горьким советские историографы поставят Гржебину в вину, доказывая его «корыстный» интерес во всех издательских начинаниях. По мнению же автора монографии, Гржебин был чуть ли не романтиком книжного бизнеса, художником среди акул коммерции.

24-6-2_t.jpg
Экслибрис Гржебина работы Добужинского (1914).
Иллюстрации из книги

Незадолго до войны Гржебин затеял новый масштабный проект – издательство «Пантеон» было нацелено на выпуск литературных памятников всех времен и народов. Но бодро начавшаяся работа забуксовала, а потом и вовсе остановилась из-за грянувшей революции. При военном коммунизме вся издательская отрасль оказалась разрушена. Из 10 томов запланированного собрания сочинений Бунина вышел лишь один. Книги было негде и некому печатать. Да и не до чтения, казалось, было во взбаламученной России. Однако Горький и Ленин считали иначе. И вот в самый разгар Гражданской войны большевики затеяли выпуск учебников, литературной классики, сочинений лучших современных авторов. И все, заметим, по новой орфографии.

Кто занялся практической реализацией этого утопического проекта? Конечно же, Гржебин. Трудности времен военного коммунизма его не пугали. Он взял на себя контакты с зарубежными типографщиками. Договориться с финнами, еще не забывшими русского языка и своих паспортов с двуглавым орлом, оказалось легко. (Перевозку книг упрощала и общая для двух стран железнодорожная колея.) Не прочь были заработать в пору экономического кризиса шведы и немцы. Задолго до установления со странами Европы дипломатических отношений Гржебин стал «книжным полпредом» красной России. Без его деловой хватки основанное Горьким издательство «Всемирная литература» осталось бы лишь красивым проектом. Многие недоумевали: откуда в такое время у Гржебина деньги на издательство? За чей счет он «скупает оптом русскую литературу»? И будут ли оплачены заключаемые договора?

На самом деле Гржебин проявил смекалку, нашел негосударственные источники финансирования, вложил в дело собственные деньги. И бизнес завертелся. Помогал и мандат с широчайшими полномочиями, выписанный Лениным. Но многим в Кремле не нравилось, что выпуском советских книг занимается беспартийный гражданин с каким-то эсеровским прошлым. И почему он, спрашивается, переехал для работы в Германию?.. Гржебина обвинили в финансовых злоупотреблениях, в самоуправстве, в политической нелояльности. Предпринимателя, как сейчас говорят, «отжали» от его бизнеса. Деятельность на благо просвещения и книжности объявили «махинациями биржевика», широкий круг литературных и художественных знакомств – «связями с белогвардейщиной». Неожиданную солидарность с кремлевскими функционерами проявили и некоторые «обманутые Гржебиным» писатели.

Последней каплей стал запрет на ввоз гржебинских книг в советскую Россию и фактический бойкот его фирмы большевиками. Для издателя это был полный крах – финансовый и моральный. От него Гржебин так и не смог оправиться. Вдобавок в ту пору пошатнулось его здоровье. «Что теперь мне делать – просто не знаю. Все деньги я ухлопал в дело, влез в долги, книги лежат без движения…» – с отчаянием писал Гржебин Горькому в 1924 году. Человек, издававший лучшие русские книги начала ХХ века, умер в бедности в маленьком французском городке. Но он ушел как настоящий профессионал: на смертном одре обдумывал идею нового проекта – издательства детской литературы. Проект остался несбывшейся мечтой, синей птицей Зиновия Гржебина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
667
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
349
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
303
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
359

Другие новости