0
1980
Газета Интернет-версия

14.05.2015 00:01:00

Cудьбы сплетенья

Тэги: проза, россия, эмиграция, тунис, дружба, наука, бизнес


проза, россия, эмиграция, тунис, дружба, наука, бизнес И верно, русская жизнь – горькая и удивительная. Фото Владимира Захарина

«Вот такая она, русская жизнь – горькая и удивительная». Этими словами завершается новый роман нижегородского писателя. Чем она горька и удивительна, автор подробно рассказывает, знакомя читателей с судьбами трех основных и многих второстепенных персонажей.

У Олега Рябова романное мышление. Он любит неспешно рассказывать о судьбах людей, о событиях, растянутых во времени. Подобно художнику, рисующему отдельными мазками портрет, Рябову удалось из большого количества коротких эпизодов создать впечатляющую картину российской жизни последних десятилетий. В этих мизансценах нет ничего сверхъестественного, как говорится, такое может случиться с каждым. В современной литературе тоже можно встретить нечто похожее. Оригинальность роману придает насыщенная концентрация подобных событий, тут их количество перешло в качество.

«Убегая – оглянись…» состоит из трех частей. В каждой «солирует» один из трех друзей. Они знакомы с юных лет, вместе учились в Политехническом институте. Их пути и перепутья то сходятся, то расходятся. Первая часть романа подробно знакомит с Андреем Ворошиловым – школьные конфликты, первая влюбленность, первая выпивка, первые заработанные деньги (подрабатывал на почте), увлечение картами, тут уже пошли другие деньги. Читателям представлен экзотический мир картежников – тема в литературе редкая. Да к тому же она описана с такими подробностями.

Не окончив один институт, Андрей перешел в другой – строительный, там более доходный бизнес. Он им и занимался, в результате чего загремел в тюрьму. Вышел, опять принялся за старое, грозил восьмилетний срок, друзья помогли сбежать за границу, в конце концов осел в Тунисе… Казалось бы, пора угомониться, ан нет – находящегося в федеральном розыске Андрея потянуло на родину. Едет он туда по фальшивому паспорту на чужое имя.

Проза Рябова отличается емкостью. Уже первая часть представляет собой настоящий роман – такое множество событий там происходит. А ведь это лишь треть книги.

Правда, в своем стремлении охватить максимально большое количество событий автор, хотя объемом не ограничен, иной раз срывается на скороговорку: «В нужный момент он называл себя и диссидентом, и борцом за права человека. Старые комсомольские друзья вовремя ему подсказали взять многомиллионный рублевый кредит и перевести его в валюту. Так он стал долларовым миллионером, когда в течение года рубль подешевел в десять раз. Пришлось съездить в Австрию и открыть счет там, в отделении швейцарского банка, а заодно подал документы для получения второго гражданства». Согласитесь, какой-нибудь Голсуорси написал бы тут целую сагу.

Рябов любит самые замысловатые сюжетные повороты. Например, сторожем в Тунисе у Андрея оказался итальянец, с которым он сидел в мордовском лагере. Финал же после какого-то момента становится предсказуемым, хотя путь до него еще ох как далек.

книга
Олег Рябов.
Убегая – оглянись,
или Возвращение к Ветлуге:
Роман.
– Нижний Новгород:
Деком; Книги, 2015.
– 320 с.

Вторая и третья части посвящены судьбам институтских однокашников Андрея – Левки Бородича и Бориса Иванова. В жизнеописании каждого отражены многие типичные приметы российской истории последних десятилетий. Бородич рано обзавелся семьей, он талантливый программист, которого начальство эксплуатирует в хвост и в гриву. Его статьи обрастают фамилиями не имеющих отношения к делу высокопоставленных «соавторов». Льва усиленно вербовали в сексоты. Надумавши эмигрировать, он уволился, занялся перекупкой книг, окончил курсы экскурсоводов…

Много крупных и незначительных событий происходит в жизни Бородича. В частности, он случайно стал понятым при аресте Андрея – одна из последних точек пересечения. Потом уже оба эмигранта встретятся в России, когда обоих замучила ностальгия и они решили посетить родину. Оба стали гостями Бориса Иванова, человека с деревенскими корнями, который отсюда даже не думал уезжать. Его жизнь сложилась совершенно иначе, она тоже весьма типична для недавнего времени. Борис самый благородный и самый невезучий из них. С детства много болел, ездил по санаториям. Благо вокруг много родственников и друзей помогали – окончил школу, поступил в институт, защитил диссертацию, стал профессором. А после очередного удара, гибели дочки, все бросил, стал лесным отшельником, и неизвестно, как бы жил дальше, если бы не друзья, которые в трудный момент снова оказались рядом…

Последние драматические страницы романа Олега Рябова производят мощное впечатление. Наверное, эта книга, очень нравственная, написанная в лучших традициях русской литературы, займет почетное место на книжных полках, читатели будут возвращаться к ней не раз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
513
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
524
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
690
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
503

Другие новости