0
6735
Газета Интернет-версия

14.05.2015 00:01:00

От Марка Твена до Чака Паланика

Андрей Краснящих

Об авторе: Андрей Петрович Краснящих – литературовед, прозаик, финалист премии «Нонконформизм-2013», лауреат «Русской премии-2015».

Тэги: проза, сша, марк твен, фенимор купер, хемингуэй, фицджеральд, сэлинджер, чак паланик


проза, сша, марк твен, фенимор купер, хемингуэй, фицджеральд, сэлинджер, чак паланик Герои Чака Паланика, воплощенные на экране Брэдом Питтом и Эдвардом Нортоном, это псевдоинфантилы, сознательно не принимающие общество потребления и бунтующие против него. Кадр из фильма «Бойцовский клуб». 1999

Литература США – одна из самых молодых национальных литератур. К тому же, в отличие от большинства других, не имеющая явных фольклорных корней (индейский и негритянский фольклор хоть и оказал на ее развитие определенное влияние, все же не стал основополагающим ее компонентом, как, скажем, в литературе Латинской Америки). Держась поначалу в русле (и частично в тени) литературных направлений Европы, ближе к середине ХIХ века литература США благодаря Фенимору Куперу (фронтир, кодекс чести настоящего мужчины), Генри Торо (теория «гражданского неповиновения»), Уолту Уитмену (идеи «мировой демократии» и космизма человека), Герману Мелвиллу и другим писателям, их творчеству формирует собственный национальный характер и даже создает два новых литературных жанра – детективный и новеллу ужасов (оба – Эдгар По). Однако как отдельную от европейской американская литература в ту эпоху еще себя не мыслит и поэтому не считает себя ни слишком юной, ни начинающей по сравнению со старыми мировыми литературами.

Литературное отделение Северной Америки от Европы началось в конце ХIХ века с национальных романов Марка Твена и тесно связано с образом ребенка и мотивами детства и детскости. В романах «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884) о последнем Эрнест Хемингуэй сказал, что вся американская литература вышла из этой великой книги – жизненная крепость, дерзкий юмор и душевная отзывчивость юных американцев противопоставлены косности, лицемерию и фальши взрослого мира той Америки, что некогда была сформирована Европой: европейскими переселенцами, их религиозными и политическими убеждениями и традициями. Начиная с Марка Твена, Новый Свет в своем литературном изводе осознает себя иным, отдельным и, главное, молодым по отношению к культуре Старого Света с ее устаревшими принципами и ценностями.

книга
Индейцы, наивные,
как дети, были и остаются
самыми яркими образами
Северной Америки.
Обложка комикса
«Последний из могикан»
по мотивам романа
Джеймса Фенимора Купера

Эта тенденция – самоидентификации, осознание себя Северной Америкой через образ ребенка, тема детства и мотив ювенальности, видоизменяясь и принимая различные формы, продержится в американской литературе в течение всего ХХ века.

После национальных романов Марка Твена не только сама американская литература осознает себя через мотив детства и образ ребенка, но и вскоре европейская старая литература начинает воспринимать американскую посредством этого мотива и этого образа. Если в XIX веке Новый Свет представал в глазах европейца как нечто полусвое-получужое, другой Европой, только более дикой и экзотичной, то в ХХ веке Северная Америка для Европы и ее литератур – это нечто абсолютно другое, чужое, новое и даже не поддающееся осмыслению при помощи традиционных критериев и подходов. Именно такой – непонятной, юной, иной (а еще – непосредственной, витальной) выглядит Америка в изображении европейских литераторов. Недаром Франц Кафка свой первый абсурдистско-сновиденческий роман назвал «американским» (Макс Брод, друг и душеприказчик Кафки, публикуя в 1927 году безымянную рукопись незаконченного романа, дает ему название «Америка») и сделал Америку местом действия своего произведения, а главным героем – шестнадцатилетнего Карла Росмена – невинного, наивного и простосердечного. Характерно, что черты детскости можно найти даже в образах «плохих» взрослых американцев, например в «Господине из Сан-Франциско» (1915) Бунина или в «Мистере Твистере» (1933) Самуила Маршака.

Трудно определить точно, когда, в чьих текстах американская литература впервые ощутила, что мотив детскости и образ ребенка является ее национальным брендом – таким же, как образы индейцев и ковбоев, описание прерий и фронтира, «золотой лихорадки» как идеи «мировой демократии» и «гражданского неповиновения». Брендом, который успешно презентует Америку в глазах Европы, который с легкостью впитывает и кристаллизует такие важные для этой презентации национальные понятия, как «американская мечта» и «американский идеал», а значит, брендом, интерес к которому следует всемерно поддерживать. Уже в «северных» циклах рассказов Джека Лондона герои – как дети, так и взрослые – изображаются посредством ювенальных характеристик: непостоянства, прямодушия, максималистичности, они романтичны и открыты всем людям и жизни как таковой. Таков же – с учетом специфики хемингуэевского художественного мира – и Ник Адамс в сборнике рассказов «В наше время» (1925), и многие другие герои Хемингуэя.

книга
Мальчик Том Сойер
из национального романа
Марка Твена – воплощение
инфантильного периода
в развитии
американской литературы.
Иллюстрация Тру Уильямса
на фронтисписе первого издания
«Приключений Тома Сойера»
Марка Твена. 1876

«Взрослых детей» и «детский мир» можно без труда разглядеть и в рассказах О. Генри, и в романах Джона Дос Пассоса, Синклера Льюиса и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Причем в романах Фицджеральда, как и в романах Хемингуэя, «детскость» все больше и больше приобретает видоизмененные черты: детская непосредственность превращается в эксцентричность, максимализм – в бунтарство против мира вообще, а жизнерадостность – в веселую агрессивность. Бунтарство и агрессивность в героях Хемингуэя и Фицджеральда – еще не главные качества; главными, определяющими они станут у героев Уильяма Фолкнера, в характере которых агрессивность неповзрослевших, глубоко обиженных на мир детей перерастает в манию, неконтролируемую жажду насилия и страстное желание разделаться с этим миром (Джо Кристмас из «Света в августе», 1932), а эксцентричность – в психопатологию (Бенджи Компсон, «Шум и ярость», 1929). Разумеется, наряду с патологическими инфантилами в текстах Фолкнера встречаются и вполне нормальные дети и взрослые, так что абсолютизировать эту тенденцию было бы неверным, к тому же в поздних произведениях, например в «Осквернителе праха» (1948), Фолкнер обращается к традиционной (то  есть нормированной) подаче образа молодой Америки и юного американца: честного, прямодушного, с обостренным чувством справедливости. Вообще для полноты картины с Фолкнером следует сказать, что, по мнению многих его исследователей, история возмужания мальчика и открытия им окружающего мира – типичный для Фолкнера и даже излюбленный им сюжет.

Однако по всей видимости ни в текстах Фолкнера, ни тем более в текстах Фицджеральда и Хемингуэя американская литература еще не имеет дело с псевдоинфантилизмом; их герои, неповзрослевшие, вернее,  недоповзрослевшие дети, которым вследствие исторических катастроф не дали возможности нормально повзрослеть и, исчерпав естественный путь движения от ребенка к мужчине, стать полноценными взрослыми людьми: ответственными за свои поступки и адекватно, реалистически воспринимающими окружающую действительность. Художественный мир Хемингуэя, как и художественный мир Фолкнера, не предполагает иронической интонации по отношению к таким героям и воспитывает в читателе соответствующее серьезное, сочувственное отношение к ним в их качестве инфантилов.

Новое звучание, но все еще не псевдоинфантилизм – тема инфантилизма получает в романе (да и во всем немногом творчестве) Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951), в котором 16-летний Холден Колфилд панически боится и не хочет взрослеть – становиться таким же лживым двуличным приспособленцем, как все взрослые, и мечтает спасать маленьких детей от пропасти взросления. Если фолкнеровские герои являются инфантилами, не осознающими, что они инфантилы, и несут его бремя как своего рода первородный грех цивилизации и сложившихся исторических условий, то для Холдена Колфилда невзросление – принципиальная осознанная позиция, если так можно выразиться, гражданский выбор (в творчестве Сэлинджера мотив детскости и образ ребенка вбирают в себя еще один традиционный американский бренд – идею гражданского неповиновения).

Такими же бунтующими против закрепощенного фальшью и потребительством «взрослого» мира предстают в середине 1950-х и герои битнической литературы в произведениях Аллена Гинзберга, Джека Керуака и др. Однако уже в начале 1960-х тема инфантилизма в литературе США все больше и больше приобретает иронический оттенок, саморефлексирует и превращается в тему псевдоинфантилизма, а герои-инфантилы – в героев-псевдоинфантилов: взрослых людей, специально вырабатывающих в себе детскость, чтобы противостоять никуда не годному – ни с точки зрения морали, ни с точки зрения культуры – окружающему их миру. Это уже не неповзрослевшие дети фолкнеровских времен, а взрослые люди, прошедшие естественный путь от детства к возмужанию, но, увидев, что этот «взрослый мир» на самом деле из себя представляет, вернувшиеся по той же дороге в детство. Это а также сквозная, как и во всем постмодернизме (а 1960-е – это время перехода всей культуры на постмодернистские рельсы), ирония, в том числе и самоирония, характеризуют тему псевдоинфантилизма и отличают героя-псевдоинфантила от инфантила. Герой-псевдоинфантил, по сути, добр и неагрессивен, у него вполне реалистичное отношение к миру, к его нравственным изъянам и порокам, но он, псевдоинфантил, предпочитает смотреть на мир глазами ребенка: непосредственного, живущего по своим детским правилам и не принимающего правил «взрослого мира». Героя-псевдоинфантила в полной мере характеризует христианская установка «будьте как дети», более того, псевдоинфантил американской литературы и есть Иисус Христос своей эпохи. Рэнделл Макмёрфи из «Над кукушкиным гнездом» (1962) Кена Кизи, Дон Шимода из «Иллюзий» (1977) Ричарда Баха, герои «Козлоюноши Джайлса» (1966) и «Заблудившись в комнате смеха» (1968) Джона Барта, «В арбузном сахаре» (1964) и «Аборта» (1966) Ричарда Бротигана – как неоднократно указывалось литературной критикой, это образы, отсылающие читателя непосредственно к фигуре Иисуса Христа и его крестному пути. Они такие же преступники перед миром и обществом, каким был основатель христианства. (Справедливости ради следует отметить, что к образу Христа мотив детскости в американской литературе апеллировал еще на предыдущем этапе, в творчестве Фолкнера, однако тогда эти «апелляции» еще были единичными, тенденцией же они стали именно в эпоху постмодернизма.)

Если инфантилистский (условно говоря, «фолкнеровский») этап в развитии темы детства и образа ребенка в американской литературе рассматривать как реакцию на первоначальный («марктвеновский») этап, а псевдоинфантилистский – как реакцию на «фолкнеровский», то, с этой точки зрения, на рубеже ХХ и XXI веков в литературе США происходит еще одна реакция на реакцию, связанная с творчеством Чака Паланика. Герои его романов «Невидимок» (1992), «Уцелевшего» (1999), «Дневника» (2003) и др. это псевдоинфантилы, сознательно не принимающие общество потребления и бунтующие против него, но подсознательно (отсюда перенасыщенность его, Паланика, художественного мира двойниками) всеми силами стремящиеся укорениться в этом обществе. Это конформисты и нонконформисты одновременно, в их характерах уживаются бунтарство и полная апатия, агрессивность и доброта, стремление к насилию и жажда социальной справедливости. Особенно это хорошо видно на примере героя романа «Удушье» (2001) Виктора Манчини – 23-летнего афериста и сексоголика, который узнает, что является в глазах своей матери Иисусом Христом, и которому, чтобы повзрослеть, необходимо свою мать убить. Виктор Манчини, как и герои других романов Паланика, это инфантильный псевдоинфантил, взрослый человек, сложивший с себя ответственность за происходящее в мире и вернувшийся в детство, но не нашедший там защиты от своих страхов и комплексов и теперь пытающийся отыскать способ снова стать взрослым. Что ему никак не удается.

Таким образом, путь американской литературы от Марка Твена до Чака Паланика – если смотреть на нее сквозь призму темы детскости и образа ребенка как настоящего американца – отмечен следующими вехами (выделим только знаковые, ключевые для этого пути литературные фигуры): 1) душевно крепкие и здоровые юные американцы Том Сойер и Гек Финн; 2) 33-летний, оставшийся на уровне развития шестилетнего, клинический идиот Бенджи Компсон; 3) имитирующий сумасшествие Рэнделл Макмёрфи; 4) страдающий раздвоением личности Виктор Манчини.

Разумеется, данная статья – в силу широты выбранной темы – не может претендовать на полноту охвата материала. Так, за ее пределами осталось творчество Джона Апдайка, Джона Ирвинга, Нормана Мейлера, Генри Миллера, Эдварда Олби, Уильяма Сарояна, Рэя Брэдбери и многих других американских писателей, безусловно, также интересное для рассмотрения в контексте выявленной тенденции.

Харьков



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
396
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
502
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
416
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
347

Другие новости