0
10583
Газета Интернет-версия

19.03.2015 00:01:00

Стикс, Коцит и Ахеронт

Тэги: поэзия, кушнер, петербург, античность, гомер, михаил эпштейн


картина
Не всякий удостоился беседы
с великим рапсодом.
Адольф Вильям Бугро.
Гомер с проводником. 1874.
Художественный музей, Милуоки

Один из самых известных современных поэтов Александр Кушнер собрал под одной обложкой свои стихи разных лет, так или иначе связанные с античной тематикой. Так или иначе – потому что привязка порой очень отдаленна и условна (как, например, в стихотворении «Вижу, вижу спозаранку», полностью относящемуся к «петербургскому тексту», в котором среди каналов и речек Петербурга в конце появляются «Стикс, Коцит и Ахеронт». И это пример отнюдь не единичный).

Кушнер встраивает самого себя – и в предисловии, и в завершающем книгу большом и не вполне внятном эссе «С Гомером долго ты беседовал один…» – в традицию обращения русских поэтов к античной тематике, при этом отказывая в подобной же преемственности большей части («за редкими исключениями» – к примеру, Алексея Пурина) современной поэзии, которой, будто бы увлекшейся взятым в кавычки «новаторством», «Аполлон или Овидий… ни к чему».

Это откровенно несправедливое мнение – вспомним Игоря Вишневецкого или Полину Барскову, Сергея Завьялова или Всеволода Зельченко, Максима Амелина или Андрея Таврова, – знак не только безразличия или даже неприязни Кушнера по отношению к новейшим поэтическим фактам. Дело здесь, думается, в ином. В свое время покойный Виктор Кривулин говорил в интервью Владислава Кулакова: «Позиция Кушнера – это позиция культурного балансирования». Михаил Эпштейн, в сущности, говорит о том же, причем более чем сочувственно: «…Александр Кушнер – поэт необычайного дарования, но расположенного в средней ценностной зоне. Для него нет знакового кода в русской культуре».

книга
Александр Кушнер.
Античные мотивы.
– СПб.: ООО «Союз писателей
Санкт-Петербурга»/
Геликон Плюс, 2014.
– 160 с.

Именно нейтральность, склонность к умеренным проявлениям чувства, умеренным идеям делают Кушнера фигурой действительно уникальной, но и перпендикулярной большей части живых движений в новой и новейшей поэзии. Даже известные кушнеровские строки, пусть и звучащие чуть ли не автопародийно (думается, вполне сознательно), предлагают последовательно гармоническое представление о мире метафизики и трансценденции (будто бы античность была последних лишена): «Греческую мифологию/ Больше Библии люблю,/ Детскость, дерзость, демагогию,/ Верность морю, кораблю…» И в конце стихотворения: «И насколько ж ближе внятная/ Страсть влюбленного стиха,/ Чем идея неопрятная/ Первородного греха». Это вполне возможная картина мира, не хотелось бы только абсолютизировать ее, канонизировать как образец прекрасного. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
727
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
705
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1232
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
584

Другие новости