0
9630
Газета Интернет-версия

05.03.2015 00:01:05

Сказка без присказки, что шапка без верху

Тэги: сказка, конекгорбунок, мифология, пушкин, сибирь, тобольск, осип сенковский, гоголь, жуковский, антоний погорельский, суворов, владимир пропп


портрет
Поэт, учитель, драматург
Петр Ершов.
Николай Маджи.
Портрет Петра Павловича Ершова.
1850-е.

Стоит произнести фамилию Ершов – сразу, как мячиком, отскакивает словосочетание «Конек-Горбунок». Маленький, веселый, потешный, яростный, недаром братья Иванушки-дурака сравнивают его с бесом. Он норовистый, как всякий конек, но при этом добрый, справедливый, праведник-помощник, волшебный помощник, как писал серьезный исследователь сказки Владимир Пропп. Кажется, в его образе сплелись и ослик, и, может быть, единорог. А иногда даже морской конек представится, особенно при таких строчках: «И под песню дурака/ Кони пляшут трепака;/ А конек его – горбатко/ – Так и ломится вприсядку». Так и видишь, как коняшка вприсядку отчебучивает. Куда до него, господа, ослу из заморского мультика «Шрэк»! Извините, на полторы сотни лет опоздали. Как говорят в народе, далеко куцему до зайца. Народными образами и словесными структурами пронизан весь «Конек-Горбунок». Но, несмотря на то что Ершов обильно использовал в своей сказке фольклор – Иван-дурак, Сивка-Бурка, Жар-птица, Чудо-юдо Рыба-кит, – образ Конька-Горбунка, как признают исследователи, абсолютно оригинален.

И это наводит на мысль о том, что сказочный герой – альтер эго автора. Как мы уже сказали выше, при словах о Ершове вспоминается именно «Конек», хотя за свой не короткий век (50 с хвостиком лет) автор писал и стихи, и поэмы, и повести, и пьесы. Но именно «Конек», издававшийся с переработками при жизни Ершова семь раз, стал его фортуной, звездным часом. А, с другой стороны, может быть, и насмешливым роком. Ведь после того как литератор, в студенчестве обласканный Александром Пушкиным, Петром Плетневым и Василием Жуковским, вернулся в Тобольск и стал работать учителем, а затем инспектором и директором гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии, его произведения уже не вызывали в столице фурора.

Первые отрывки из стихотворной сказки вышли в третьем томе альманаха «Библиотека для чтения» в 1834 году. Петру Ершову, родившемуся 6 марта 1815 года, тогда еще не было и 20 лет. Публикация сопровождалась похвальным отзывом главного редактора издания Осипа Сенковского. Говорят, что Пушкин, читавший «Горбунка» еще в рукописи, заметил: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Александр Сергеевич хвалил легкость стиха, с которым Ершов «обращается как со своим крепостным мужиком». Есть мнение, что Пушкин подарил Ершову несколько первых строф сказки. Есть и еще более смелое предположение: якобы «Горбунка» Александр Сергеевич написал полностью, но проиграл Ершову в карты… Но это вряд ли. Не надо думать, что гений в русской словесности был один, и приписывать ему все самое достойное. Некоторые вот, к примеру, утверждают, что Периодическая система химических элементов тоже впервые приснилась Пушкину, но он в ней ничего не понял… А если серьезно, то «Конек-Горбунок» – слишком основательная работа, не свойственная легкому гению Александра Сергеевича. Только упорный сибиряк был способен на такой труд.

книга
«А конек его – горбатко».
Иллюстрация
Елены Самокиш-Судковской
к сказке Петра Ершова
«Конек-Горбунок».
Типография журнала
«Искусство
и художественная промышленность»
Н.П. Собко. СПб., 1902.

И все же литератор, вместо того чтобы остаться в Петербурге и купаться там в лучах славы, тешить себя соками и склоками литературной жизни, отправляется на свою малую родину. Не только потому, что не удалось получить в Санкт-Петербурге должности, а еще и потому, что он любил свой родной Тобольск и питал надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири. Конечно, грандиозным планам, в которые входило изучение жизни местных народностей, издание журнала, не суждено было сбыться, но уже то, что Ершов трудился на ниве просвещения в должности директора гимназии, вызывает мысль о благородной и подвижнической натуре. Недаром Пушкин сказал Ершову: «Да вам и нельзя не любить Сибири – во-первых, это ваша родина, во-вторых, это страна умных людей». Он имел в виду, понятное дело, декабристов.

Да, бесспорно, Ершов был учеником Пушкина. Однако приведенное выше высказывание «солнца нашей поэзии» о том, что можно «оставить» сказку, наводит на мысль, что Пушкин различил у Ершова качественно новую сказовую интонацию, которая ему самому не была присуща. Пушкин как автор сказок «работает» отстраненно (филологи говорят «стилистически нейтрально»), в то время как Ершов фактически сливается, смешивается со своим сказителем, часто обращаясь напрямую к читателю, а местами как бы даже анонсируя, о чем будет говориться дальше. Поразительны летучесть и простота языка, с которыми Ершов живописует громадные сложные перспективные планы, переходящие из реальной жизни на территорию чуда. А еще невооруженным глазом видно (ухом слышно), насколько виртуознее, остроумнее работает Ершов с фольклором. Вглядимся в детали:

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Или, например:

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Или еще:

Тут Ванюша почесался,

Потянулся и поднялся,

Помолился на забор

И пошел к царю во двор.

Вплоть до знаменитой концовки:

«Эко диво! – все кричали. –

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!»

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился,

Бух в котел – и там сварился!

Но не «Горбунком» единым… Все-таки Петр Ершов написал немало других вещей, малоизвестных, увы, широкому читателю. Как сказано во вступительной статье Марка Азадовского к книге «Сочинения: Стихотворения» (1936), «...в сибирские годы Ершов писал немного, но не оставлял литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в том числе отклик на смерть Пушкина «Кто он?» (1837)...».

Надеялся Ершов вернуться в литературу с циклом повестей «Осенние вечера», объединенных сквозным сюжетом – встречей персонажей, которые рассказывают свои истории. Но, увы, для 1850-х годов такой тип повести уже был, что называется, не в моде: его успешно отработали Николай Гоголь и Антоний Погорельский. Были у Ершова грандиозные, но не сбывшиеся планы, например, поэма «Иван-царевич» в 10 томах и 100 песнях…

В целом от хроники возникает грустное ощущение «несбытости», неудовлетворенности. Особенно когда в том, что написано и что сохранилось, сверкают брызги живости, юмора, таланта. Ершов был инициатором создания любительского гимназического театра, занимался режиссурой, написал пьесы «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки».

В 1854 году Ершов познакомился с приезжавшим в Тобольск Владимиром Жемчужниковым, одним из создателей Козьмы Пруткова. «Мы довольно сошлись, – писал потом в письме тот. – Он очень полюбил Пруткова, знакомил меня также с прежними своими шутками и передал мне свою стихотворную сцену Черепослов, сиречь Френолог, прося поместить ее куда-либо, потому что «сознает себя отяжелевшим и устаревшим». Я обещал воспользоваться ею для Пруткова и впоследствии… вставил его сцену, с небольшими дополнениями, во 2-е действие оперетты Черепослов, написанной мною с бр. Алексеем и напечатанной в «Современнике» 1860 г.   – от имени отца Пруткова, дабы не портить уже вполне очертившегося образа самого Косьмы Пруткова».

Пьеса-анекдот «Суворов и станционный смотритель» совсем маленькая – в двух частях, но сколько добра в этом «кубическом сантиметре» творчества. Просто прочитаем ряд присказок, фольклорных прибауток, встреченных там: «А у меня в кармане-то хоть выспись», «Не с богатством жить, с человеком, и через золото слезы льются» (это типа «богатые тоже плачут»),  «Генеральство-то получить – не блин спечь», «Да скорее на животе рожь измолотишь, чем от меня сказку услышишь», «Сказка без присказки, что шапка без верху», «Со вранья пошлины не берут», «Хоть борода-то и с проседью, да поступка-то с россыпью». Но особенно здорово пишет Ершов про питие: «Славное, брат, хлебное винцо! Пьешь – больше хочется. (Наливает.) Что? Каково? Чай, отродясь не пивал такого?», «Вот и я точно таков же! Терпеть не могу вин заморских! Дрянь такая! Брага не брага, вода не вода, а так, что-то ни туда, ни сюда. То ли дело – православное! Как дернешь стаканчика два-три, так хоть на Ивана Великого полезай!»

Вот и дернем же за юбилей прекрасного русского писателя! Вот и полезем! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
953
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
592
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1153
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1148

Другие новости