0
10068
Газета Интернет-версия

26.02.2015 00:01:00

Где обрывается Россия...

Тэги: поэзия, вознесенский, мандельштам, марина цветаева, иван грозный, иван бунин, василий аксенов


поэзия, вознесенский, мандельштам, марина цветаева, иван грозный, иван бунин, василий аксенов Не надо ждать варваров. Сами придут. Василий Верещагин. Нападают врасплох. Из серии «Варвары». М., ГТГ

Кто только в последний год не вспоминал об «Острове Крым» Аксенова и его загадочном загляде в будущее, которое уже стало нашим настоящим. Но были и более ранние поэтические предчувствия рокового значения Крыма в российской истории: форпост в пространстве отсылает к эпилогу во времени.

Осип Мандельштам

О крымских мотивах у Мандельштама можно написать целую книгу. Сегодня вспоминаются удивительные строки, посвященные Цветаевой:

Не веря воскресенья чуду,

На кладбище гуляли мы.

– Ты знаешь, мне земля 

повсюду

Напоминает те холмы.

………………………….

………………………….

Где обрывается Россия

Над морем черным и глухим.

То, что кладбищенская земля напоминает о Крыме, настолько очевидно, что Мандельштам даже выбросил первые две строки следующего четверостишия, оставшиеся в черновике:

Я через овиди степные

Тянулся в каменистый Крым,

Где обрывается Россия

Над морем черным и глухим.

Казалось бы, что общего между Крымом и кладбищем, где гуляли Марина и Осип, в той самой Александровской слободе, где за 300 с лишним лет до того Иван Грозный убил своего сына? Предчувствие смерти. Причем безутешное, неотвратимое, ибо в чудо воскресения они не верят. Вероятно, Мандельштам потому и заменил две строки рядами точек, что они нагляднее любых слов демонстрируют ту черноту и глухоту, в которую обрывается страна.

Но какой это обрыв? В пространстве? Или во времени?

Написано стихотворение в июне 1916 года, то есть задолго до конца Гражданской войны, когда Россия действительно «оборвалась» в Крыму. Последние белые части – врангелевские – покинули Россию, отплывая из Крыма, а с ними 100 тыс. беженцев из коммунистической России (включая Бунина). Там оборвалась досоветская история. А где и когда оборвется постсоветская?

Андрей Вознесенский

Еще одно невольное пророчество – «Скрымтымным» Вознесенского 1970 года. Речь идет о темном, таинственном, судьбоносном, что выражается глоссолалией «скрымтымным», созданной языковым воображением поэта. Приведу стихотворение целиком.

«Скрымтымным» – это 

пляшут омичи?

скрип темниц? или крик о 

помощи?

или у Судьбы есть псевдоним,

темная ухмылочка – 

скрымтымным?

*

Скрымтымным – то, 

что между нами.

То, что было раньше, вскрыв,

темним.

«Ты-мы-ыы...» – с закрытыми

глазами

в счастье стонет женщина:

скрымтымным.

*

Скрымтымным – языков 

праматерь.

Глупо верить разуму, 

глупо спорить с ним.

Планы прогнозируем 

по сопромату,

но часто не учитываем

скрымтымным.

*

«Как вы поживаете?» –

«Скрымтымным...»

Из-за «скрымтымныма» 

закрыли Крым.

*

Скрымтымным – 

это не силлабика.

Лермонтов поэтому 

непереводим.

Лучшая Марина зарыта 

в Елабуге.

Где ее могила? – 

скрымтымным...

*

А пока пляшите, пьяны в дым:

«Шагадам, магадам, 

скрымтымным!»

Но не забывайте – рухнул Рим,

не поняв приветствия:

«Скрымтымным».

Прежде всего поражает отсылка к тому же стихотворению Мандельштама о кладбище, где он гулял с Мариной и которое напоминало им о Крыме. Теперь Марина сама в могиле, причем затерянной – двойная загадка, обозначенная все тем же тарабарским «скрымтымным».

На все длинное слово – одна воющая, рыдающая гласная «ы», трижды повторенная. Что еще скрыто в этом слове, какие корни-смыслы в нем спрессованы? Скрыт, мыт, тьмы, сырым, крысы, смык, рыск, рык, Тартар, тыртыр. Страшные слова, за которыми таится смерть, подземелье, мрак, загробье, скрежет зубовный и тьма кромешная, мыт, снимаемый с мертвых, отправляемых в Тартар…

Среди этих составляющих выделяется и «Крым», который тематизируется в строке: «Из-за «скрымтымныма» закрыли Крым». 

Если понимать под «скрымтымным» нечто неясное, пугающее, псевдоним самой судьбы с ее темной ухмылкой, то в этой строке судьба ухмыляется дважды. То, что случилось с Россией в минувшем году, – это именно «скрымтымным», и это именно Крым. Дважды вещее созвучие. Мало кто уже помнит, из-за чего тогда закрыли Крым, какое местное бедствие отразилось у Вознесенского. Скорее всего имеется в виду эпидемия холеры в августе 1970 года. Но то, что Крым «закрыли» – отсоединили и от материка, и от всего мира – в 2014-м, уже читается в этом стихотворении, написанном за 44 года до того, как его смыслу предстояло сбыться в полную меру.

Но не забывайте – рухнул Рим,

не поняв приветствия: 

«Скрымтымным».

Рим, как известно, пал от нашествия варваров. Для Вознесенского скрымтымным – это угроза Риму, который не понял извне надвигающегося варварства, а потому погиб. Но не относится ли эта угроза и к Третьему Риму? Только варварство надвигается на него не извне, а изнутри, и точно так же предвещает гибель. Это скрымтымным, эта тьма, вдруг накрывшая страну и несущая в себе рычащее тюркское «крым», и есть предупреждение, посланное в стихах Вознесенского от первого Рима к третьему.

Послесловие из Кавафиса

Хочется закончить это размышление о двух поэтических предчувствиях стихами Константиноса Кавафиса «В ожидании варваров». Последние строфы:

– Чем объяснить внезапное

смятение

и лиц растерянность? 

И то, что улицы

и площади внезапно 

обезлюдели,

что населенье по домам 

попряталось?

*

– Тем, что смеркается уже, 

а варвары не прибыли,

и что с границы вестники 

сообщают:

больше нет на свете варваров.

*

– Но как нам быть, как жить

теперь без варваров?

Они казались нам подобьем

выхода.

Ответом на этот вопрос – как жить без варваров? – мог бы стать опыт нашего времени. Если варваров очень ждут, но они не приходят, поскольку страну окружают мирные народы, – тогда они рождаются в ней самой. Еще более разрушительные, потому что свои, из своей плоти и крови, знающие нас изнутри, а вместе с тем – страшные, как безумие близкого человека. Страна, не дождавшаяся иноплеменных варваров, но напряженно их ждущая, может погибнуть от собственных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1158
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
586
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
512
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
644

Другие новости