0
5795
Газета Интернет-версия

22.01.2015 00:01:00

Элита русской Америки

Тэги: гулаг, гарвард, эмиграция, мандельштам, славистика


гулаг, гарвард, эмиграция, мандельштам, славистика С ней всем хотелось дружить. Иллюстрация из книги

Иногда кажется, что судьба дарит долгий век людям, словно вознаграждая за страдания и испытания, которые им пришлось вынести.

Это, наверное, вполне можно сказать о Баяре Арутюновне Арутюновой-Манусевич, одной из старейших слависток США, докторе филологии Гарвардского университета.

Ее блаженное детство в Ростове-на-Дону завершилось в 1934 году арестом отца, инженера транспорта. Когда его уводили, он сказал дочери: «Я знаю, тебе будет очень трудно, но ты только учись».

Баяра Арутюнова старалась выполнить его завет всю жизнь. Через некоторое время арестовали мать, затем жениха, который сгинул в топке ГУЛАГа. Когда мама вернулась, дочь ее не узнала – так изменила тюрьма любимый облик.

Дочь, однако, не тронули. Она даже умудрилась окончить Ростовский педагогический институт и написать диссертацию «Лексика и этимология «Русской Правды», но защитить помешала война. Дальше последовали оккупация, скитания по Европе и переезд в Америку после войны.

За океаном в ее жизнь полновластно вошли Гарвардский университет и,особенно один из ведущих славистов мира Роман Якобсон. Друг Маяковского, воспетый им в стихотворении о товарище Нетте, великий лингвист и педагог. Именно под его руководством Баяра Арутюнова прошла путь до исследователя огромного масштаба. Ее статьи по истории лингвистики, поэзии Пастернака, теории семиотики вошли в золотой фонд русской науки. Она стала первой женщиной в Гарварде, получившей постоянный контракт – до конца дней.

Яркая, живая, общительная, Баяра дружила со многими выдающимися учеными, художниками, литераторами. Вела обширную переписку, помогала, кому только могла.

И вот недавно московское издательство «Русский путь» сделало всеобщим достоянием эту удивительную жизнь. Только что увидели свет воспоминания Баяры Арутюновой «Недавно прошедшее», написанные ею совместно с Аллой Мынбаевой. Почтенный возраст не позволил автору самостоятельно разбирать архив и готовить труд к печати.

книга
Баяра
Арутюнова-Манусевич,
Алла Мынбаева.
Недавно прошедшее.
– М.: Русский путь, 2014.
– 312 с.

Книга – прежде всего калейдоскоп зарисовок, очерков о тех, с кем Баяру Арутюновну и ее супруга, замечательного скрипача и музыковеда Виктора Манусевича, сталкивала жизнь.

Здесь и наброски жизни довоенного Ростова, в том числе рассказ о замечательном ученом Николае Сретенском, и, конечно, образы тех, кого ей судьба подарила за океаном. Она пишет о Романе Осиповиче Якобсоне, о его фантастической эрудиции и чувстве юмора, о блистательном лекторе и одном из самых страстных проповедников русского либерализма Михаиле Карповиче. Мы можем прочесть об авторе оригинальных, ни на что не похожих исследований о творчестве Осипа Мандельштама Ирине Месс-Бейер, о патриархе германской славистики Дмитрии Чижевском, об искусствоведе Мириам Берлин. Уверен, большой интерес вызовут заметки о подвижнике русской культуры Николае Троицком, побывавшем в 1938-м и в Бутырке, и на Лубянке и закончившем жизнь в США, причем успевшем отпраздновать свое 108-летие. А как не сказать о феерическом Мстиславе Ростроповиче, часто останавливавшемся у Баяры и Виктора Манусевича в Бостоне.

Много страниц книги отдано впечатлениям от общения с теми, кто служил русской культуре, но, несмотря ни на что, так и не стал эмигрантом. Здесь и сын великого поэта Евгений Борисович Пастернак, вместе со своей супругой Еленой Владимировной посвятивший последние годы жизни изданию наследия отца, и неостановимая в своей просветительской деятельности Мариэтта Чудакова, и великий питерский филолог, «певец Серебряного века» Константин Азадовский. Яркими, щедрыми мазками набрасывают авторы портреты маэстро Владимира Спивакова и его супруги Сати, а также облик великого скрипача Леонида Когана.

И, что особенно ценно, в книге приведены тексты ряда писем, которые делают эти мемуары еще более фундаментальным источниковедческим исследованием. Послания, которые писали Баяре Арутюновне в разные периоды ее непростой жизни люди высочайшей душевной щедрости. И те, кто в трудные годы жил на родине, и те, кто в служил ей на чужих берегах. Интеллектуальная элита русской эмиграции, которую так ярко и зримо воссоздала Баяра Арутюнова. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1150
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1123
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
906
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
584

Другие новости