0
5689
Газета Интернет-версия

22.01.2015 00:01:00

Элита русской Америки

Тэги: гулаг, гарвард, эмиграция, мандельштам, славистика


гулаг, гарвард, эмиграция, мандельштам, славистика С ней всем хотелось дружить. Иллюстрация из книги

Иногда кажется, что судьба дарит долгий век людям, словно вознаграждая за страдания и испытания, которые им пришлось вынести.

Это, наверное, вполне можно сказать о Баяре Арутюновне Арутюновой-Манусевич, одной из старейших слависток США, докторе филологии Гарвардского университета.

Ее блаженное детство в Ростове-на-Дону завершилось в 1934 году арестом отца, инженера транспорта. Когда его уводили, он сказал дочери: «Я знаю, тебе будет очень трудно, но ты только учись».

Баяра Арутюнова старалась выполнить его завет всю жизнь. Через некоторое время арестовали мать, затем жениха, который сгинул в топке ГУЛАГа. Когда мама вернулась, дочь ее не узнала – так изменила тюрьма любимый облик.

Дочь, однако, не тронули. Она даже умудрилась окончить Ростовский педагогический институт и написать диссертацию «Лексика и этимология «Русской Правды», но защитить помешала война. Дальше последовали оккупация, скитания по Европе и переезд в Америку после войны.

За океаном в ее жизнь полновластно вошли Гарвардский университет и,особенно один из ведущих славистов мира Роман Якобсон. Друг Маяковского, воспетый им в стихотворении о товарище Нетте, великий лингвист и педагог. Именно под его руководством Баяра Арутюнова прошла путь до исследователя огромного масштаба. Ее статьи по истории лингвистики, поэзии Пастернака, теории семиотики вошли в золотой фонд русской науки. Она стала первой женщиной в Гарварде, получившей постоянный контракт – до конца дней.

Яркая, живая, общительная, Баяра дружила со многими выдающимися учеными, художниками, литераторами. Вела обширную переписку, помогала, кому только могла.

И вот недавно московское издательство «Русский путь» сделало всеобщим достоянием эту удивительную жизнь. Только что увидели свет воспоминания Баяры Арутюновой «Недавно прошедшее», написанные ею совместно с Аллой Мынбаевой. Почтенный возраст не позволил автору самостоятельно разбирать архив и готовить труд к печати.

книга
Баяра
Арутюнова-Манусевич,
Алла Мынбаева.
Недавно прошедшее.
– М.: Русский путь, 2014.
– 312 с.

Книга – прежде всего калейдоскоп зарисовок, очерков о тех, с кем Баяру Арутюновну и ее супруга, замечательного скрипача и музыковеда Виктора Манусевича, сталкивала жизнь.

Здесь и наброски жизни довоенного Ростова, в том числе рассказ о замечательном ученом Николае Сретенском, и, конечно, образы тех, кого ей судьба подарила за океаном. Она пишет о Романе Осиповиче Якобсоне, о его фантастической эрудиции и чувстве юмора, о блистательном лекторе и одном из самых страстных проповедников русского либерализма Михаиле Карповиче. Мы можем прочесть об авторе оригинальных, ни на что не похожих исследований о творчестве Осипа Мандельштама Ирине Месс-Бейер, о патриархе германской славистики Дмитрии Чижевском, об искусствоведе Мириам Берлин. Уверен, большой интерес вызовут заметки о подвижнике русской культуры Николае Троицком, побывавшем в 1938-м и в Бутырке, и на Лубянке и закончившем жизнь в США, причем успевшем отпраздновать свое 108-летие. А как не сказать о феерическом Мстиславе Ростроповиче, часто останавливавшемся у Баяры и Виктора Манусевича в Бостоне.

Много страниц книги отдано впечатлениям от общения с теми, кто служил русской культуре, но, несмотря ни на что, так и не стал эмигрантом. Здесь и сын великого поэта Евгений Борисович Пастернак, вместе со своей супругой Еленой Владимировной посвятивший последние годы жизни изданию наследия отца, и неостановимая в своей просветительской деятельности Мариэтта Чудакова, и великий питерский филолог, «певец Серебряного века» Константин Азадовский. Яркими, щедрыми мазками набрасывают авторы портреты маэстро Владимира Спивакова и его супруги Сати, а также облик великого скрипача Леонида Когана.

И, что особенно ценно, в книге приведены тексты ряда писем, которые делают эти мемуары еще более фундаментальным источниковедческим исследованием. Послания, которые писали Баяре Арутюновне в разные периоды ее непростой жизни люди высочайшей душевной щедрости. И те, кто в трудные годы жил на родине, и те, кто в служил ей на чужих берегах. Интеллектуальная элита русской эмиграции, которую так ярко и зримо воссоздала Баяра Арутюнова. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
655
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1342
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1174
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2233

Другие новости