«Отнимать и подглядывать» – это сборник статей и эссе о жизни и литературе. То, что их автор, писатель и филолог Денис Драгунский – сын Виктора Драгунского и герой его «Денискиных рассказов», знают почти все. А еще он преподавал греческий, сделал несколько пьес и киносценариев, долго занимался политической журналистикой, но самое главное – писал рассказы и повести, некоторые из них попадали в литературно-критический фокус (шорт-листы «Книги года» (2009) и Премии имени Ивана Петровича Белкина (2013). Теперь вот Драгунский решил поразмышлять о литературе как бы со стороны, с точки зрения человеческого быта.
В одной радиопередаче он говорит о своем сборнике так: «В этой книжке я пытаюсь сказать о тех проблемах, которые возникли именно в самой современной литературе в связи с Интернетом. О том, что сетевая литература – это действительно революция в литературе, которая сравнима с переходом от устной литературы к письменной... Я в этой книжке рассказываю о том, как вообще делаются такие вещи, как премия, фестиваль, так сказать, структура вот этого всего. Например, о том, что такое читательские предпочтения. Я пытаюсь доказать, что если бы книгу «Мастер и Маргарита» написал не Михаил Булгаков, а Всеволод Кочетов, то ее все ругали бы и считали бы, что это афологизмы и очень такой тупой советский роман... Кого я, так сказать, задеваю в этой книжке, о ком я? О Трифонове, о Кочетове, о Пушкине, о писателях-утопистах типа Кампанеллы и Томаса Мора. Об Иване Солоневиче, был такой интересный писатель, политический философ первой половины ХХ века. И огромный кусок этой книги, самая большая статья – это про Чехова. Там я пишу о Чехове, о его отношении к литературе, о внутренних цитатах у Чехова, и главное, о его политических взглядах, которые скрыты немножко в его, так сказать, произведениях».
Денис Драгунский.
Отнимать и подглядывать. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 378 с. |
Все правда. Вышло очень увлекательно. При этом сам Драгунский снова превращается в персонажа – только не в мальчика Дениску, как прежде, а в интеллигента, «динозавра», как он сам себя называет, – эмоционального, живого, озабоченного и по-хорошему любопытного. И наблюдения у этого персонажа такие, что задумываешься. Под Новый год – особенно полезно: «Интересная штука. Вечные темы образованного сословия – «власть и народ», «народ и интеллигенция», «интеллигенция и власть», этакая большая тройка интеллигентского дискурса, – превратились в предмет специального интереса политических журналистов». Действительно обидно. Так что давайте не будем равнодушными. Давайте обо всем этом не только размышлять, но и говорить.