И ангелы вокруг. И цыпочки...
Иллюстрация из книги |
Эта книжечка художника, оформленная литографиями с рисунков Виктора Гоппе по стихам (или на стихи?) Андрея Ваганова – это, если посмотреть абстрагированно, по-творчески, – своеобразная брошюра советского общества «Знание». Такое возникает ощущение. Но – написанная стихами, но – несущая знание не фактологического, но интуитивного толка, когда наукоОбразное мышление выводит на осмысление вечных истин. И это, безусловно, интересно. Гениальный физик Ландау читал и цитировал французскую поэзию. Когда человек, хорошо осведомленный в сфере науки, начинает артикулировать свои мысли рифмой – тем более когда в них реализм мышления и точность формулировок существуют в контексте нарратива.
А тут еще образной мысли игра, рифмы-прихваты, и вся сама конструкция стиха синтезируется с авангардом, аллегорическим символизмом Виктора Гоппе. Но здесь, в отличие от других примеров работы Гоппе с нынешними поэтами, произошел более плотный и органичный тандем. Потому что научный инструментарий стихов – гравитация, процессоры, клеммы, гормоны, биохимия – притягивает урбанистический механистический визуальный ряд, в котором задействованы образы и подзорной трубы, и скафандра, и часов с их зубчатыми колесиками, и машины в виде шляпы, и каких-то там еще шестеренок. Помимо брошюры «Знание», конечно, вспоминаются раритетные издания футуристов начала XX века. Здесь, конечно, играет все, включая «оберточную» бумагу издания, цитаты из текста, вплетаемые Гоппе в картинку, и сама визуализация стиха:
Андрей Ваганов.
Конфеты «Ваганов». – М.: Издательство В. Гоппе, 2014. – 19 с. |
С точки зрения жука, мир
непростительно прост:
Время придет – на нас выльет
свой
купорос,
стерилизует от вездесущей
органики
Пространства сквозной
полет. Нас
сделает крайними –
только набором букв,
вне всякой
семантики.