0
4650
Газета Интернет-версия

11.12.2014 00:01:05

Продолжатель «Мертвых душ»

Тэги: премии, литература, владимир шаров, захар прилепин


премии, литература, владимир шаров, захар прилепин Лауреат «Русского Букера» Владимир Шаров ждет от читателей споров о своих персонажах. Фото РИА Новости

Церемония награждения премией «Русский Букер», присуждаемой за лучший роман года, традиционно прошла в гостинице «Золотое кольцо». Скрипки, бабочки, некоторые дамы – даже в платьях в пол. Скандалов ничего не предвещало. Хотя «Русский Букер» от других своих собратьев отличается тем, что в числе лауреатов и особенно финалистов практически каждый год встречаются «темные лошадки», чьи имена становятся сюрпризом не только для широкой читающей публики, но и для журналистско-критической братии. Так, в 2003 году лауреатом стал Рубен Давид Гонсалес Гальего с дебютным автобиографическим романом «Белое на черном» о больных детях из детских домов. Два года спустя «Букера» взял тоже начинающий автор – Денис Гуцко с первым своим романом «Без пути-следа». Это награждение сопровождалось скандалом: председатель жюри Василий Аксенов был настолько против лауреатства Гуцко, что даже отказался объявлять имя победителя. Резонансным оказалось и вручение «Букера»-2010 Елене Колядиной за эротический роман из древнерусской жизни «Цветочный крест»: слово «афедрон», то и дело встречающееся в книге и обозначающее заднюю часть тела, вошло в обиход как характеристика не только самого романа, но и выбора жюри и состояния текущего отечественного литературного процесса в целом…

В этот раз ничего подобного не произошло, хотя «темные лошадки» в списке были. Ну, может быть, не совсем темные, но не столь широко известные, как другие финалисты – Захар Прилепин, в конце ноября ставший лауреатом первой премии «Большая книга» (репортаж о «большекнижной» церемонии см. в «НГ-EL» от 27.11.14), или Владимир Шаров с «Возвращением в Египет» – третье место в той же «Большой книге». Кто остальные четверо букеровских шорт-листеров? Виктор Ремизов с «Волей вольной» – «мужской прозой» о тайге и охотниках, браконьерах и омоновцах и одновременно притчей о столкновении человека и власти, тоже успевший отметиться на «Большой книге» как финалист (рецензию читайте на стр. 5 в сегодняшнем номере «НГ-EL»). Историк литературы, исследователь литературного быта 1920–50-х Наталия Громова с книгой «Ключ. Последняя Москва» – архивно-филологическим романом «об исчезнувшей Москве», о скрещениях людских судеб и столичных адресов в 1930-е годы. По словам автора, «сохранение бумаг, дневников, документов из недавнего прошлого было поступком высокой пробы. Но когда я сталкивалась с очередным хранителем, важно было убедить его в том, что архив должен жить, открыться, как долго скрываемый от чужих взглядов ящик шкатулки, и прийти ко всем, кто хочет услышать голоса, обращенные к ним из минувшего» (рецензию на «Ключ» см. в «НГ-EL» от 06.03.14). Анатолий Вишневский с «Жизнеописанием Петра Степановича К.». И Елена Скульская – автор романа «Мраморный лебедь». О двух последних книгах информацией поделилась редактор журнала «Вопросы литературы», поэт и критик Елена Погорелая. Жизнь героя романа Вишневского удивляет своей продолжительностью – началась в конце XIX века, оборвалась в дни августовского путча в 1991-м. В остальном этот человек как будто бы настолько непримечательный, что память даже не удержала его фамилии. Однако у Петра Степановича К. была неудобная привычка – «высказывать свои точки зрения по всяким вопросам». «Мраморный лебедь» Елены Скульской – женский вариант повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Героиня сравнивает свою деспотичную мать с фигурой стоящего в квартире мраморного лебедя: «Я знала, что рано или поздно лебедь расправит крылья, взлетит и убьет меня…»

Итак, премиального скандала не случилось, но все же без небольшого сбоя в сценарии не обошлось. Вначале, сразу после выступления баронессы Эммы Николсон, члена британского парламента и Европарламента, вдовы отца-основателя «Русского Букера» сэра Майкла Кейна, бессменный и элегантнейший литературный секретарь премии Игорь Шайтанов объявил получателя гранта. Специальный грант в 750 тысяч рублей на перевод одного из романов короткого списка на английский язык и последующее издание в Британии вручается с прошлого года. Тогда он достался Маргарите Хемлин за «Дознавателя», а на этот раз…

Объявили имя Владимира Шарова, вручили ему сертификат и букет, поаплодировали… Критик-эрудит Евгений Ермолин уже принялся анализировать уровень сложнейших языковых задач, которые встанут перед будущим переводчиком. Но тут зал затих. Игорь Шайтанов, не теряя открытой и благородной улыбки, громко произнес: «Я – идиот!» Публика, до того занятая закуской (рулетом из кролика, салатом капрезе и успевшей подпасть под санкции семгой) замерла в гробовом молчании. Оказывается, вышла ошибка. Грант на самом-то деле предназначался Наталье Громовой. Шаров покорно, не сопротивляясь, вернул букет и сертификат.

Интрига нарастала. «Не просто же так назвали Шарова?» – шептались в зале. «Неужто возьмет Букер? Хорошо бы, – щурились другие, – Прилепин уже победитель «Большой книги», к тому же состав жюри не располагает...» Кстати, в жюри в этом году вошли поэт, прозаик, критик Евгений Абдуллаев, прозаик и журналист Денис Драгунский, прозаик Анатолий Курчаткин и скульптор Александр Рукавишников, председатель – историк литературы, прозаик и критик Андрей Арьев. Захар Прилепин меж тем весело мелькал по залу в компании точно так же изящно обритого рэпера Ричарда Пейсмейкера, с которым они записали музыкальный альбом «Патологии».

Некоторые из присутствующих болели за Виктора Ремизова. Однако большинство ставок делалось именно на Шарова. «Давать-то некому, хоть Шаровым покати», – обмолвился кто-то из присутствующих еще до начала церемонии.

В результате Шаров повторил триумф Ольги Славниковой (2006) и Андрея Дмитриева (2013), получивших одновременно и главную премию «Букера», и спецприз «Студенческий Букер», учрежденный 10 лет назад Центром новейшей русской литературы РГГУ. Студенческое жюри формируется на основании конкурса эссе о современном романе, в нем участвуют студенты и аспиранты всех российских вузов (до 30 лет). В этом году туда вошли пять девушек, а их шорт-лист практически дублировал основной. Только вместо вышеупомянутых Вишневского и Скульской – «Завод «Свобода» Ксении Букши (текст получил «Нацбест» этого года) и «Теллурия» Владимира Сорокина (второе место «Большой книги»). В общем, победителем стал объемный (не зря же получил «Большую книгу») роман «Возвращение в Египет» о втором Гоголе – непрямом потомке и полном тезке Николая Васильевича, решившем продолжить литературную династию и завершить недописанные «Мертвые души». Сам автор в интервью «НГ-EL» от 24.10.13 выразился о своем детище так: «В случае «Возвращения в Египет» я довольно давно стал склоняться к мысли, что русскую историю во всех ее изводах и сочленениях можно написать, не выходя за пределы Священного Писания. Такой она была сформулирована в конце XIV – начале XV века: в «Повести о Москве – Третьем Риме» и «Сказании о белом клобуке». Такой и осталась до сего дня. То есть у нас что частная жизнь отдельного человека, что жизнь огромного государственного тела – суть свод комментариев к Писанию, к Слову Божьему, народа Им избранного и живущего на Святой земле», добавив, что ждет от читателей споров и мнений о «людях, которые живут на территории романа, как-то это пространство обрабатывают и осваивают. Об их отношениях с историей. Как и в жизни, ХХ век прошелся катком по судьбам тех, о ком я пишу: кого-то убил, других раскидал по чужестранным городам и весям, третьи, наоборот, сумели худо-бедно к нему приспособиться и приноровиться. И вот мне кажется, что понять суть и смысл произошедшего – почему, для и ради чего было то, что было, – можно, только идя от отношений человека и Бога. Но и у меня самого, и в романе немного ясных и четких ответов, поэтому мнение читателей, людей с другим опытом жизни, с другим темпераментом для меня очень важно». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1746
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1806
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1465
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1232

Другие новости