Тоже чего-то ожидают…
Пьер-Сесиль Пюви де Шаванн. Молодые женщины на берегу. 1879. Музей д’Орсе, Париж |
В предисловии к первой своей книге, вышедшей года четыре назад, ереванский прозаик, бывший школьный учитель истории и нынешний сисадмин Ованес Азнаурян откровенничал: «Учителями своими считаю Хемингуэя, Бальзака, Стендаля, Чехова, Бунина, Булгакова, также Бетховена и Гогена, Терьяна, Севака, Лео и многих, многих других». И вправду, учительские уши в виде щедрых аллюзий, заграничных имен, как будто где-то у кого-то когда-то слышанных литературных интонаций, блестяще подхваченных и бессознательно воспроизведенных, торчат из многих абзацев. Настоящее пиршество для читателя-эрудита: узнать и обрадоваться узнаванию, угадать отсылку, замереть от ощущения причастности… И так забываешься, что кажется – читаешь Хемингуэя, Бальзака, Бунина вперемешку. А Ованес Азнаурян теряется, исчезает, не поймешь до конца, какой он. Язык в этой прозе мускулистый, выпуклый, местами практически мастерский. Хуже удаются философские диалоги – порой затянутые, чересчур литературные. Впрочем, там, где речь идет об известном писателе Иоганне Буше или другой выдуманной знаменитости – Себастьяне Риче, а место действия то и дело несуществующий город Теофиль, беседы должны быть соответствующими – с длиннотами, с иностранным, вневременным, внепространственным акцентом.
Ованес Азнаурян.
Симфония ожидания: Сочинения. – Ереван: Авторское издание, 2014. – 348 с. |
Отбрось Азнаурян все эти экзотические, условные декорации, из загадочной куколки выпорхнет прекрасная бабочка. Она уже начинает выпрастывать драгоценные крылышки, к примеру, в тексте «7 прелюдий во всевозможных тональностях». Это семь миниатюр – очень кинематографических, музыкальных, емких, без длиннот, без претензий, без единого лишнего слова. Готовый сценарий для арт-хаусной короткометражки. Читаешь, и сразу возникает уверенность: искушение учителями почти преодолено, и нам уже начинает показываться настоящий автор – писатель Ованес Азнаурян. Интересно, что первая его книга называлась «Симфония одиночества», вторая – «Симфония ожидания». Третья, наверное, будет «Симфония появления». И увертюра уже звучит.