День поэзии – XXI век. 2014 год. Альманах: Стихи, статьи.– Воронеж: Издательство журнала «Подъем», 2014. – 270 с. ISBN 978544200319-2
Очередной выпуск ежегодного альманаха посвящен 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова, чьим стихотворением «Поэт» открывается издание. «Пушкин – это цельность и завершенность, гениальная гармоничность. Лермонтов – это ослепительно яркое начало, тревожный фрагмент таинственного целого, гениальный разлад гармонии», – отмечает в эссе «Таинственная повесть» один из членов редколлегии поэт Геннадий Красников. Среди других авторов «ДП-2014» – Евгений Евтушенко и Константин Кедров, Евгений Рейн и Игорь Шкляревский, Глеб Горбовский и Андрей Шацков, Валерий Дударев и Александр Анашкин и др. В том числе, что приятно, сотрудники «НГ-EL» Евгений Лесин, Ольга Рычкова, Елена Семенова и Андрей Щербак-Жуков.
|
Андрей Мартынов. По обе стороны правды. Власовское движение и отечественная коллаборация.– М.: Вече, 2014. – 384 с. (Вся правда о войне). ISBN 978-5-4444-2294-6
Постоянный автор «НГ-EL» Андрей Мартынов на сей раз предстает в качестве не рецензента, а писателя – в его книге (с выходом которой поздравляем Андрея) рассматриваются некоторые исторические мифы, ставшие неотъемлемой частью мемуарной и даже научной литературы. На основе обширных архивных материалов Мартынов исследует отечественную коллаборацию – в частности, пишет о «Социологии коллаборации», «Белых крестах» (названия глав) и многом другом. Автор поставил перед собой сложную задачу, поскольку «природа иррационального в силу своей непредсказуемости всегда вызывает повышенный интерес в истории, культуре, психологии, политике. Зло как форма иррационального, деструктивного, разрушительного становилось объектом пристального интереса историков, социологов, художников-мыслителей. Одной из таких форм инфернального начала выступал феномен предательства. Иррационализм предательства и вместе с тем его диалектичность... нередко затрудняют однозначную оценку того или иного действия как негативного и предательского».
|
Валерий Лобанов. Там, на родине… Стихи. – Иваново: А-Гриф, 2014. – 52 с.
Небольшой сборник подмосковного поэта и врача Валерия Лобанова (р. 1944) посвящен его малой родине – ивановским краям, селу Ильинскому. Лирические пейзажи, щемящие детские воспоминания («дом, каникулы, огород,/ дней затейливых череда», «натянутее провода,/ поленьев груда»), первая любовь («в яблоневом саду/ Ленку Смирнову жду.// Августа благодать,/ да и не скучно ждать…»). Земляку поэта, автору предисловия «Откровенно о сокровенном» Евгению Смолину «именно заветностью строк о местах, где впервые глянул на мир, и близки стихи… Валерия Лобанова»: «Мы оба принадлежим к поколению людей, чье детство пришлось на первые послевоенные годы… Главными кормильцами были тогда для любой семьи огород и подворье. Но какая радость жила в каждом доме! Радость от того, что нет войны, что мамы наши здравы, что Дом культуры полон народа, что село строится, а стадо коров длиннее любой Ильинской улицы. А главное – благополучие измерялось вовсе не деньгами…»
|
Джиди Мацзя. Черная рапсодия: 120 стихотворений/ Пер. с кит. Под ред. Ирины Ермаковой. – М.: ОГИ, 2014. – 232 с. ISBN 978-5-94282-746-5
В предисловии к русскому изданию стихов Джиди Мацзя – современного китайского поэта, представителя малой народности И – его литовский коллега по перу Томас Венцлова пишет об авторе как о синтетическом поэте, сочетающим в стихах многие традиции: «Это поэт XX столетия, которому он подводит итог в стихотворении, посвященном Нельсону Манделе, а также поэт нового XXI столетия. Но в чем-то главном он оказывается как бы вне времени или выше его. Это главное – возрождение первичных метафор древнего языка, глубокое уважение к природе…» Сам Мацзя рисует такой «Автопортрет»: «Я – история нашей земли/ на родном языке./ Я от матери ее впитал,/ связан вечной с ней пуповиной.// Печально и горько имя мое,/ но прекрасно оно…»
|
Стефан Гейм. Жены всегда исчезают и другие истины. Мужья всегда виноваты: Рассказы/ Пер. с нем. И. Храмова. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева, 2014. – 288 с. ISBN 978-5-88788-218-5
Немецкий прозаик Стефан Гейм (1913–2001), автор романов «Крестоносцы», «Агасфер» и др., в данной книге выступает в непривычном для читателя амплуа. Перед нами многолетнее признание любви – сборник мудрых и ироничных рассказов, которые автор дарил на день рождения жене. В книге их около трех десятков – «Старческая мудрость», «Компьютерная жена», «Моему клону»… Например, начало рассказа «Жаловаться полезно»: «Лучше скажу вам сразу, что я – счастливый обладатель того, что называют комплексом «Ой, как мне плохо!». Нет, так было со мной не всегда. Я помню то время, когда я верил, что такой мужчина, как я, с разумом в голове, здоровым аппетитом в животе и других местах… что такой мужчина не имеет права ходить вокруг и жаловаться, когда он встречает знакомых ему людей... и рассказывать им, как ему плохо и что вот опять у него случилась неудача – с литературой, или с финансами, или еще с чем-нибудь…»