0
2274
Газета Интернет-версия

16.10.2014 00:01:00

Вежливым – быть или не быть?

Тэги: дача на покровке, максим осипов, вечер


дача на покровке, максим осипов, вечер Несмотря на уютную обстановку клуба, Максим Осипов сумел поставить серьезные нравственные вопросы. Фото Марианны Власовой

В клубе «Дача на Покровке» прошел вечер прозаика и драматурга Максима Осипова. По профессии он врач-кардиолог и писатель по велению души. В этом году он вошел в список финалистов Литературной премии Ивана Петровича Белкина, а ранее становился лауреатом премий журнала «Знамя» (2007), имени Юрия Казакова за лучший рассказ (2010), Бунинской премии (2013).

Презентация недавно вышедшей книги автора «Волною морскою» переросла в более интересную форму действа – читку нового, нигде еще не опубликованного произведения. Хотя и вышедшая недавно книга, написанная в жанре «длинных коротких историй», – несомненная гордость и очередная удача автора. Здесь каждый герой говорит со своей интонацией, и у каждого своя правда, нелегкая, в которую веришь с первого слова. Именно интонация является отличительной особенностью прозы Максима Осипова, благодаря которой начинаешь сопереживать героям и втягиваться в описываемую автором действительность полностью – с головой. Однако книга эта уже давно лежит на книжных прилавках, а какие-то вещи легко можно найти на просторах сети Интернет, и каждый желающий может познакомиться с ними самостоятельно. Видимо, поэтому в клубе «Дача на Покровке» звучал текст не из сборника «Волною морскою». Это было совершенно неизвестное публике, свежее произведение – пьеса, которая по традиции сопровождалась подзаголовком, определяющим ее жанр. Название пьесы довольно красноречиво и сразу отсылает к опере Джузеппе Верди «Риголетто». Это трагедия вежливости, столь актуальной в наше время черты характера человека.

Но как раз в таком простом качестве для героя пьесы «Риголетто» Феликса Гамаюнова кроется настоящая трагедия. «Вежливость я понимаю как разрыв между чувством и теми словами, которые герою приходится произносить, – поделился Максим Осипов. – Нет заповеди «Будьте вежливы», есть «Любите друг друга». А с любовью, да и с простой доброжелательностью, у моего героя плохо. Единственный шанс на спасение – дочь, которая и производит суд над героем. Страшноватая вещь, не лишенная, как мне кажется, юмора».

Действительно, первая публичная читка пьесы состоялась: в зале то в одном ряду, то в другом раздавались смешки и одобрительные восклицания, а после слушатели потянулись к автору за автографами. И хотя главный и единственный персонаж пьесы по сути своей шут, он вызывает не только смех. Как многие герои Максима Осипова, прежде всего он заставляет задуматься над тем, где здесь правда, а где вымысел. Вот герой в обществе анонимных алкоголиков или в кабинете психиатра. Нет, он в ресторане с однокашниками или же на ступеньках в подъезде со своей первой любовью Краснушкиной. Смена места действия происходит лишь в воображении героя, он вспоминает одну за другой сцены из своего ближайшего прошлого, когда, по его мнению, произошла беда, перемежая со сценами из более раннего прошлого – появление в его жизни дочери, ее постепенного взросления.

По словам автора, замысел пьесы в том, что герой обнаруживает у себя «что-то еще», то есть душу. И это открытие ничего хорошего ему не сулит. Душа Гамаюнова – это «ад, паралич, запах жженой резины». Конечно, прототипа у героя «Риголетто» нет, обстоятельства и события тоже выдуманные. Впрочем, как признался Максим Осипов, кое-какие предвестники все же были: «Во-первых, письмо от давнего товарища, с особой интонацией – с постоянными промахиваниями, мимоговорением. Во-вторых, когда я сочинял пьесу, я имел в виду замечательного актера из Малого драматического театра в Санкт-Петербурге – Адриана Ростовского, который весь мой текст проверял собой и которому он посвящен».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
913
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1574
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1407
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2642

Другие новости