Анастасия Строкина учит дагестанских детей, как обращаться с чудовищами. Фото из архива Анастасии Строкиной
На прошлой неделе в Махачкале прошла III книжная ярмарка «Тарки-Тау». В этом году инициативу отца и родоначальника ярмарки, художника и главного редактора газеты «Горцы» Марата Гаджиева поддержало Министерство культуры Дагестана. В работу также включились Министерство печати РФ, Министерство по делам молодежи, Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, дагестанский филиал Российского фонда культуры и Кавказский дом переводов. В результате удалось пригласить в столицу Дагестана издателей и писателей из разных российских регионов, а также из Тбилиси, Бишкека и Минска.
На выставке новинки представили более 15 издательств со всей России, среди них – Дагестанское книжное издательство, «Самокат», «Феникс», «Эпоха», «Мавраевъ», «Лотос», «Априори-пресс».
Первые два дня участники книжного процесса, включая местных редакторов и библиотекарей, спорили на круглом столе. Спорили, спорили и даже доспорились до гениальных выводов. Литературовед и общественный деятель Мариэтта Омаровна Чудакова (в девичестве – Хан-Магомедова, дочь военного инженера, табасаранца по национальности) предположила, что снижение интереса к чтению является прямым отражением инертности и пассивности (в том числе – политической) общества в целом. С Чудаковой, кстати, состоялась отдельная встреча в Дагестанском государственном университете, где гостья размышляла вслух о смертной казни, крепостном праве, Октябрьской революции и прочих важных исторических вопросах. Студенты остались под впечатлением. Среди прочих выступавших (на разных площадках) – автор-исполнитель бардовской песни Виктор Леонидов, а еще – Григорий Вихров, Рагнед Малаховский (в глянцевом костюме), Екатерина Мурашова, Ольга Никитина, Илья Ильин, Игорь Жуков, Михаил Придворов, Николай Шульгин и т.д., махачкалинцы Магомед Ахмедов, Муса Гаджиев, Тимур Раджабов, Саид Ниналалов и др.
Кажется, не в первый раз на ярмарку поездом из Питера приехала Мария Семенова, автор популярного русского фэнтези о Волкодаве. Писательница была одета как опытный турист, готовый хоть сейчас начать восхождение на Кавказские горы. На руке ее красовались татуировки в виде любимых собак (не уверена, что именно волкодавов).
Драматург Ксения Степанычева и
прозаик Александр Снегирев на краю Гунибского плато. Фото из архива Анастасии Строкиной |
Особенно бурно и на ура прошла встреча детей с поэтом, детским писателем Анастасией Строкиной. Разговаривали о встреченных чудовищах, рисовали, читали стихи по ролям, спорили о самом вечном на свете. Не успевала Строкина начать очередное свое стихотворение, как дети с мест продолжали стихи за нее («По Африке желтой Слониха идет, Тяжел ты, тяжел ты, мой круглый живот»). А еще Строкина ездила к детям города Каспийска (вместе с писателем Александром Снегиревым). Неожиданно, что оба раза Снегирев, автор прозы о сексе и смерти, очень легко нашел общий язык со школьниками.
По-театральному ярким и плодотворным было общение с драматургом и сценаристом из Саратова Ксенией Степанычевой. В филиале фонда культуры послушать ее собралась театральная общественность: завлиты, искусствоведы, постановщики, авторы пьес... Режиссеры кумыкского и лезгинского национальных театров уселись поближе, на первом ряду, а чуть-чуть опоздавший директор лакского театра преподнес Ксении роскошный букет астр.
Литературно-критическое трио ПоПуГан (не в полном составе, без Елены Погорелой) поиграло с читателями в национальной библиотеке имени Расула Гамзатова. Мы с критиком Валерией Пустовой перекидывались с собравшимися круглой коровой, называя имена современных писателей, просили зрителей по фотографиям наших прозаиков-современников угадать основную тематику их текстов, ну и отвечали на многочисленные вопросы. Эксперимент по физиогномике, кстати, оказался довольно забавным. Махачкалинцы предположили, что Роман Сенчин, судя по его лицу, пишет стихи о любви, Алексей Иванов – хорроры и детективы, а Захар Прилепин – приключенческие книги для подростков.
А еще было хождение по припортовым улочкам Махачкалы, брожение по ветреному пляжу и музеям, постоянное поедание чуду, хинкала, курзе и беркал и бесконечные разговоры о дагестанской жизни. Спасибо за это одному из самых ярких дагестанских журналистов Закиру Магомедову. Валерия Пустовая заявила, что после знакомства с народной дагестанской кухней она готова переквалифицироваться в ресторанного критика. («Особенно меня поразил чуду с зеленью!») Молодые писатели постепенно вовлекались в местные обычаи. Пустовая примеряла на рынке вязаные джурабы и нюхала горные травы, Строкина купила шкуру козла (тот же Закир помог сторговаться за две трети изначальной цены). А Снегирев, заразившись окружающей маскулинностью, все время подтягивался на турнике и загрузил чемодан курдюком и сушеным мясом.
После всех рабочих мероприятий писателей повезли в Дербент. Причем по крепости Нарын-кала нас вел главред научно-популярного издательства «Мавраевъ» (по фамилии хозяина первой дагестанской типографии) и глава дагестанской археологической службы Рабадан Магомедов. А после мы вместе со Степанычевой и Снегиревым отправились выступать в Гуниб – последнюю твердыню имама Шамиля, царскую крепость и природный заповедник. Публика, дорвавшись до писателей из Центральной России, засыпала вопросами.
Нашими гидами по Гунибу (по дому, построенному специально для великого князя Павла Романова, и в котором родилась Ольга Форш, по бывшей гарнизонной церкви, по «царской поляне», на которой пировал Александр II, по скалистым ущельям и водопадам) стали видавшие многие виды начальник районного управления физкультуры, спорта и туризма Магомед Сагитов и начальник районного управления культуры и молодежной политики Муртузали Магомедов. Послушав их на виляющих серпантинах, Александр Снегирев мгновенно вдохновился на новый рассказ.
Надо сказать, что многие участники ярмарки «жюрили» проводившийся в рамках «Тарки-Тау» книжный конкурс. Триумфаторами стали великолепно изданная книга о женщине-златокузнеце из Кубачи Манабе Магомедовой и «Поэма о смыслах» средневекового персидского поэта Руми.
Особой фишкой ярмарки стал выпуск Маратом Гаджиевым альманаха «К», куда вошли концептуальные тексты участников ярмарки, а также работы местных художников.
Гуниб-Москва