0
9069
Газета Интернет-версия

18.09.2014 00:01:00

Страж на тягостном посту

Юлия Кудрина

Об авторе: Юлия Викторовна Кудрина – ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, вице-президент Ассоциации историков Первой мировой войны.

Тэги: александр iii, реформы, государственность, миротворчество


александр iii, реформы, государственность, миротворчество

Он явился в образе могучего миротворца. Николай Сверчков. Александр III. 1881. Государственный Русский музей

Пусть меня ругают и после моей смерти будут еще ругать, но, может быть, и наступит день, когда и добром помянут.

Александр III – Константину Победоносцеву 

13 марта 1883 года


I. Военные реформы 

и мирные победы 

Александра III

Еще немного, и мы были бы накануне полнейшей революции.

Из письма императора Александра III брату, великому князю Сергею Александровичу, от 11 июля 1881 года.

Император Александр III взошел на престол при самых неблагоприятных обстоятельствах. Русско-турецкая война, участником которой он был сам, расстроила финансы страны. Казна имела годовой дефицит на 1880 год в 44,5 млн руб. Продажа императором Александром II Аляски не смогла решить финансовых проблем. Экономическое развитие России замедлилось, в сельском хозяйстве и промышленности наблюдался застой. Проведение Великих реформ потребовало новых займов. Определенное влияние на Россию оказывали мировой аграрный кризис и депрессия в промышленности.

В университетах распространялись антиправительственные прокламации, звучали призывы к свержению существующего строя. Брожение в умах, разгул терроризма, анархических настроений был беспределен. Идеи, как любил повторять Федор Михайлович Достоевский, попали на улицу и обрели «самый уличный вид».

Радикальные изменения, происшедшие в стране, требовали не только огромных государственных расходов, но и перестройки жизненного уклада и сознания граждан Российской империи. Царским манифестом 29 апреля 1881 года фактически начался новый этап в развитии России: для одних – «период реакции», для других – «эпоха возрождения». Одним из главных направлений политики Александра III было добиться умиротворения России и создать условия для неучастия в военных конфликтах и мирного развития страны.

Реорганизация армии

У России есть лишь два верных союзника – ее армия и ее флот

Александр III

…Отечеству нашему несомненно нужна армия сильная, стоящая на высоте современного развития, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России…

Из рескрипта императора Александра III военному министру Петру Ванновскому, 

1890 год.

Победоносная, но тяжелая Русско-турецкая война 1877–1878 годов закончилась для России дипломатическим поражением. Берлинский конгресс, состоявшийся 13 июня 1878 года с участием представителей Германии, России, Великобритании, Австро-Венгрии, Франции и Италии лишил Россию многих плодов ее победы в войне с Турцией.

После Русско-турецкой войны перед Россией встала грандиозная задача в кратчайший срок перевооружить армию и создать флот, который мог бы обеспечить защиту берегов Балтийского и Черного морей и тихоокеанского побережья.

Военная реформа, проведенная императором Александром III, включала широкий спектр преобразований, коснувшихся, в частности, развертывания вооруженных сил. Сухопутные войска, размещенные в пограничных округах, в случае войны должны были развертываться в действующие армии. Созданы специальные войска связи, сформированы ополченческие части. Введена воинская повинность на Кавказе, созданы новые округа в казачьих войсках, осуществлялась ежегодная переподготовка, учреждены новые воинские уставы.

Важные мероприятия были проведены в области военного образования. К началу царствования Александра III в стране функционировали Павловское, Константиновское, Александровское пехотные и Николаевское кавалерийское училища. Кроме общевойсковых учебных заведений специальные военные учреждения готовили офицеров артиллерии, инженерных и специальных родов войск – топографических, юридических. Военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса. Созданы Донской кадетский корпус, военное училище в Новочеркасске. Большое внимание уделялось профессиональному военному образованию. Изменилось направление деятельности Академии Генерального штаба. На первый план вышла задача развития высшего военного образования в армии, комплектования штата Генерального штаба. В 1892 году число обучающихся в академии было доведено до 300 человек. Начато строительство нового здания академии (завершено в 1901 году). В 1882-м академия торжественно отпраздновала 50-летие со дня ее учреждения.

Значительно улучшилось материальное положение офицерского состава, увеличено жалование, введены разного рода льготы. Насаждался офицерский кодекс нравственных и житейских правил. Служба в армии приобрела новое патриотическое звучание.

Согласно плану перевооружения армии, утвержденному императором 18 июля 1888 года, было произведено переоснащение войск стрелковым оружием, перевооружение полевой артиллерии и осуществлена замена крепостной артиллерии. В течение 1893–1896 годов было проведено перевооружение армии винтовками Мосина, сначала в пехоте, а затем и в коннице. Благодаря привлечению инженерного состава были созданы первоклассные образцы казнозарядного стрелкового оружия, создано сталепушечное производство.

Широкие работы проводились по укреплению оборонительных рубежей, усилены передовые укрепления и укрепления фортов, линий западных крепостей: первой линии – Варшавской, Новогиреевской, Ивангорода, а также второй линии – Динамюнде (Усть-Двинск), Ковно, Брест-Литовск. В 1882–1887 годах была построена крепость Осовец. Большое стратегическое значение приобрело строительство железных дорог, и в первую очередь Восточно-Сибирской магистрали.

Вдохновитель и строитель океанского броненосного флота России

Я не мог без истинной радости смотреть на целую эскадру боевых судов, готовую стоять за права наши на Черном море. Труды по вооружению флота признательно оценят со мной все, кому дороги честь, значение и спокойствие Отечества

Из Высочайшего приказа Александра III от 15 октября 1888 года.

Программа наращивания морской мощи страны, принятая императором Александром III в 1881 году, предусматривала развитие судостроительной промышленности, строительства морских судов для Балтийского и Черноморского флотов, для Сибирской флотилии, создание портов и возведение крепостей.

В документах так называемого Особого совещания Военного ведомства подчеркивалось, что Россия не должна была отныне «играть на море той же слабой роли, как в последнюю Русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море». В указе императора говорилось: «Корабли должны были строиться русскими инженерами на русских заводах, из русских материалов» – таков был указ императора. 9 мая 1881 года в Санкт-Петербурге были заложены полуброненосный фрегат «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской», в 1884-м – броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» и новые военные корабли.

Программа военного судостроения, утвержденная императором в мае 1890 года, включала ускоренное переоснащение всех российских судостроительных заводов. Для ее выполнения было выделено 6,5 млн руб. За период 1882–1885 годов были проведены масштабные работы по реконструкции всех отечественных судостроительных заводов, в том числе в Петербурге, Кронштадте, Николаеве. На базе новых научно-технических решений было осуществлено переоснащение станочного парка, освоены новые технологии. К построенным ранее заводам (Балтийскому, Ижорскому, Обуховскому, Севастопольскому, Николаевскому и др.) было прибавлено до 15 частных вспомогательных заводов, из которых одни с успехом строили миноносцы и судовые механизмы, другие выделывали стенки, третьи производили разные поковки и отливки из стали, котельные работы, дымогарные и паровые трубы, работы по устройству водоотливной системы и т.п.

За десять лет, с 1881—1895 годов, в России было построено 114 боевых кораблей, из них 17 броненосцев (общим водоизмещением 171 616 т), 10 броненосных и бронепалубных крейсеров (68 222 т), 14 броненосных и неброненосных канонерских лодок (20 599 т), 73 судна меньших рангов, из них 53 миноносца. Почти все корабли были созданы на отечественных верфях.

Эскадренные броненосцы, вышедшие на морские просторы, носили названия «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» с большой дальностью плавания, океанские броненосные крейсеры «Память Азова», «Адмирал Нахимов», сильнейший крейсер «Рюрик». В 1888-м были спущены на воду и первые черноморские броненосцы «Императрица Екатерина II» и «Чесма». К 1897-му Черноморский флот был восстановлен заново. В составе Черноморского флота было 6 броненосцев, 4 крейсера, 22 миноносца. Большая заслуга в восстановлении Черноморского флота принадлежала лично императору Александру III.

К 1898 году Россия вышла на третье место в Европе по числу боевых судов. Если Великобритания в эти годы имела 355 кораблей, Франция – 204, то у России было 107 боевых судов. Четвертое место занимала Германия, у которой было 77 боевых судов. Отныне флот превратился в мощный инструмент внешнеполитической деятельности. Вместо департамента Морского министерства был создан Главный морской штаб.

Развитие промышленности и особенно ее военных отраслей опиралось на развитие науки. Высшие учебные институты и университеты создавались как в центре, так и на российских окраинах. В 1895 году был открыт Технологический институт в Харькове, имеющий, по словам Дмитрия Менделеева, самые современные химические лаборатории, в 1888 году в Сибири – Томский университет, в 1889-м в Екатеринославле – Горный институт, в 1899-м в Москве – Сельскохозяйственный институт. В рескрипте Александра III от 1884 года по случаю 50-летнего юбилея Киевского университета Святого Владимира подчеркивалось большое значение этого учебного заведения «особенно для русской нации». В связи с юбилеем император отпустил на устройство новых клиник при Киевском университете 265 550 руб.

Создание подводных лодок

…В Гатчине смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого… Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских 

сражениях

Из Дневника Александра Александровича 1881 года.

Придавая большое значение усилению обороноспособности России, император Александр III активно поддерживал все инновации в области военно-инженерного искусства. Важное место в вооружении армии в эпоху Александра III заняло проектирование и строительство подводных лодок. В 1879 году по проекту инженера Степана Джевецкого была построена первая подводная лодка. Ее испытание прошло в Гатчине в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.

В мае 1886 года во время инспекционной поездки в Севастополь император в сопровождении командующего войсками Одесского военного округа генерала от инфантерии Христофора Роопа присутствовал на очередном испытании подводной лодки.

Военному министру Петру Ванновскому было дано распоряжение о скорейшей постройке 50 лодок с уплатой Джевецкому 100 000 руб. Лодки были построены и приняты инженерным ведомством меньше чем через год.

II. «Царь-Миротворец»

…Европа признала, что Царь русского народа был и Государем международного мира, и этим предназначением подтвердила историческое призвание 

России…

Василий Ключевский

«Государем Международного мира» назовет императора Александра III историк Василий Ключевский. Вся политика Александра III была направлена на достижение мира. Ему удалось уравновесить международные отношения, и в течение 33 лет (с 1881 по 1914 год, одна треть столетия) Россия и Европа жили в мире и спокойствии.

Свое политическое кредо Александр III сформулировал в первые дни своего правления, на одном из донесений русского посла в Берлине Петра Сабурова он написал: «Я понимаю одну политику: извлекать из всего что нужно и полезно России и меньше женироваться (стесняться. – Ю.К.) для извлечения такой пользы, а действовать прямо и решительно. Никакой другой политики не может быть у нас, как чисто русская национальная; никакой другой политики быть не может и не должно».

Александр III сумел убедить своих соседей в том, что мирное решение политических споров между странами является наиболее рациональным и разумным способом ведения дипломатических отношений.

Находясь под грузом решений Парижского трактата 1856 года, Александр Александрович писал матери, императрице Марии Александровне: «… главное – настойчиво требовать свои права и ни на шаг не отступать от своих прав, которые, кажется, не посмеет подвергать сомнению ни одно из европейских государств, показавших уже несколько раз, как они исполняют свои трактаты, тогда как Россия в продолжении 14 лет не нарушала своего трактата ни одного раза».

Мировоззрение будущего императора и его понимание необходимости для России мирного государственного развития сформировалось в годы Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Он был непосредственным участником и свидетелем того, что пришлось вынести русской армии, народу России и императору Александру II, чтобы победить в этой нелегкой битве. Позже, в беседе с Сергеем Юльевичем Витте, Александр Александрович скажет: «Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной… Всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избежать ужасов войны, конечно, если его (правителя) не вынудят к войне его противники, тогда грех, проклятье и все последствия этой войны пусть падут на головы тех, кто эту войну вызвал».

Авторитет России в международных делах впервые в русской истории поддерживался не штыками, а мудрой внешней политикой. Главной целью внутренней политики, проводимой Александром III, было экономическое и культурное возрождение России. Для достижения этого необходим был длительный мир и внутренняя стабилизация. Основные усилия были направлены на поддержание мирных отношений со всеми странами, поиск надежных союзников, укрепление влияния на Балканах, установление границ на юге Средней Азии, закрепление России на новых территориях Дальнего Востока. «Европейская цивилизация, – писал Ключевский, – помещалась на пороховом погребе. Горящий факел не раз с разных сторон приближался к этому опасному оборонительному складу, и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского царя тихо и осторожно отводила его».

Аналогичные оценки внешнеполитической деятельности императора Александра III, его миролюбивой политики содержатся в высказываниях многих политических и общественных деятелей, ученых, писателей, философов России, Европы и США.

В течение 13 лет царствования Александра III Россия не вела ни одной войны, кроме одной военной экспедиции в Ахалтеке. Афганский кризис в середине 1880 года был единственным вооруженным столкновением. Это произошло у приграничного селения Кушка. Крайняя напряженность во взаимоотношениях с Великобританией была быстро разрешена дипломатическим путем.

Философ Владимир Соловьев скажет об императоре Александре III: «Он (Александр III. – Ю.К.) явился перед всем светом в образе могучего Миротворца».

Высокие христианские принципы, на которых базировалась вся политика Александра III, и в том числе внешняя, подчеркивали многие современники – государственные и общественные деятели, философы, историки, писатели, в том числе Василий Розанов, Николай Федоров, Дмитрий Менделеев, Василий Ключевский, Иван  Цветаев, Сергей Витте, Александр Сухово-Кобылин и многие другие. «Мир во всем мире, – писал Менделеев – был создан покойным императором как высшее благо и действительно укреплен его доброю волею в среде народов, участвующих в прогрессе… Найти способы к осуществлению этого христианского завета составило высший и великий Его труд, ответило истинному стремлению коренного русского народа и показало русскую силу с новой благотворнейшей стороны».

Признание заслуг Александра III в утверждении на Европейском континенте содержится во многих речах и различного рода заявлениях общественных и политических деятелей Англии, Франции, Германии, США. Поток соболезнований по случаю безвременной кончины императора содержали газеты всех европейских стран. Немецкая газета «Кёльнише цайтунг» писала: «Могущественнейший монарх, который мог мановением руки двинуть громадные полчища прекрасно вооруженной армии, направлял эту силу к поддержанию мира, и не раз своим авторитетом он сдерживал воинственные порывы некоторых из европейских государств».

Лондонская Times: «Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью».

Из французских газет: «Не надо забывать, что царь непрестанно останавливал войну, готовую разразиться над миром, и это дает ему вечную славу…» «Франция ему многим обязана, в особенности же она обязана ему тем, что в полной безопасности пережила свои затруднения и успела спокойно докончить свою военную реорганизацию. Кроме того, она обязана ему тем, что может спокойно и доверчиво взирать на грядущие события».

Писатель и поэт Валерий Брюсов посвятит императору Александру III следующее стихотворение:

Ты строгий был, 

неколебимый воин,

Как страж стоял 

на тягостном посту.

Не статуи, а храма 

ты достоин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
502
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
497
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
813
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
418

Другие новости