0
7054
Газета Интернет-версия

18.09.2014 00:01:00

Протестное чтение

Тэги: кортасар, гоголь, пеппи длинныйчулок, шерлок холмс, боярский, бг, грибоедов, beatles


кортасар, гоголь, пеппи длинныйчулок, шерлок холмс, боярский, бг, грибоедов, beatles Ольга Лукас похожа на своих персонажей. Фото Натальи Поваляевой

Ольга Лукас моделирует увлекательную - веселую и ироничную, а порой гротескную и абсурдную - реальность. Кстати, саму писательницу с ее любовью к театральным перевоплощениям несложно представить персонажем ее книг. Однако ее произведения привлекают не только элементами игры. В них часто находишь остроумное и брутальное переосмысление традиционных сюжетов и мифологем, а также умную сатиру в костюме увлекательного сюжета. О ее героях и книгах с Ольгой ЛУКАС побеседовала Елена СЕМЕНОВА.

– Лукас, я никогда не спрашивала тебя про твоих родителей. Они гуманитарии? Кто, как ты считаешь, привил тебе интерес к литературе?

– Мои родители – инженеры, они сами удивляются, как это у них получилось такое вот. То есть они мною, безусловно, гордятся – но все-таки удивляются. Изначально, кажется, у них были на меня иные планы, но они давно смирились. А интерес к литературе мне привил книжный шкаф, который стоял в моей комнате. Это был общий, семейный шкаф, и в нем стояли взрослые и детские книги. И я читала и то, и другое. Вообще удобно, когда ты сидишь в своей комнате, уроки делать не хочешь или там просто ненавидишь всех людей за то, что тебя не позвали играть в прятки на гаражах. Просто так сидеть в комнате скучно, а тут – раз, и шкаф с книгами, и читай себе на здоровье. Почему-то в моем детстве считалось, что читать для развлечения надо после того, как сделал дело. Это вдохновляло на протестное чтение. А я – вот вам всем! Читать буду! Поняли? Ха-ха-ха!

– Расскажи историю появления твоего псевдонима? Почему, кстати, как ты думаешь, он – мужского рода?

– Изначально Лукас из сборника Хулио Кортасара «Некто Лукас», конечно, мужчина. Но в русском языке «Некто Лукас» звучит уже так очень усредненно. Некто – а кто? Он? Она? А фиг знает. Псевдоним был нужен для того, чтобы у читателей не было никаких ожиданий, связанных с половой принадлежностью автора. Девочек как-то было принято гнобить и не воспринимать всерьез. Хотя она, эта половая принадлежность, в моих первых рассказах была видна с первых строк, ну, что уж тут. Псевдоним был выбран, если честно, методом тыка – открыла оглавление книги (из того самого шкафа, что стоял в моей комнате), получила «Некто Лукас». Книгу я в тот момент как раз читала, но до «Лукаса» еще не дошла, он был в самом конце. Но все же решила, что Хулио Кортасар плохого-то писать не станет, значит, надо брать. И подписала что-то такое очень такое. Восемнадцатилетнее о важном. Не помню, как получилось объединить паспортное имя и псевдоним – кажется, благодаря «НГ». Нужно было подписать сказку в «Детском уголке», а «Некто Лукаса» редакция не принимала. И тогда мы сделали то, что сделали. Мне было все равно, как подписываться – просто хотелось уже увидеть свою «прозу» напечатанной не в самиздате и не в Интернете, а прямо в серьезной газете с большим тиражом. Мне вообще долгое время был важен сам факт публикации: так, например, мой самый первый текст в подростковой газете вообще был подписан многозначительной буквой «R», которая вообще-то, по моим представлениям, должна была быть набрана рунами и означать первую букву имени толкиеновского персонажа, с которым я себя в тот момент отождествляла.

Не ожидала я, что когда-нибудь у меня будут выходить книги и что я буду подписывать их псевдонимом. А то бы я придумала что-нибудь попроще, чем Лукас. А то всякий раз приходится прямо оправдываться перед интервьюерами.

– Кто из писателей подействовал на тебя в плане формирования стиля? Какие любимые герои у тебя были в детстве? Мне почему-то кажется, что ты была похожа на Пеппи Длинныйчулок.

– В детстве я была похожа на Томми и Аннику из «Пеппи» – очень была примерной девочкой, которая хотела дружить с харизматичными хулиганами типа Пеппи. Что касается влияния – то его было выше крыши. Если честно, я очень долго не могла избавиться от дурной привычки «попробовать так же». Скажем, прочитала что-то ого-го какое прекрасное – допустим, «Орландо» Вирджинии Вульф. И давай пробовать так же. Так же не получилось, но какие-то приемы я все же перенимала. Сейчас уже научилась таскать приемы прямо из живого чужого текста. Это вообще очень странная – не скажу, что неприятная – опция. Когда читаешь книгу и любуешься тем, как она сделана, отвлекаясь часто от сюжета. Что-то из серии «Ваш череп украсит любую анатомическую коллекцию», как сказал Шерлоку Холмсу доктор в исполнении Евгения Стеблова.

– Мне кажется, что все твои книги ужасно кинематографичны, начиная с «Золушек на грани», на которые можно было бы снять анимационный фильм, и заканчивая «Тринадцатой редакцией» и «Эликсиром князя Собакина». Были ли какие-то предложения на этот счет?

– Предложения были, но предложениями они и остались. Мне вот кажется, что в первую очередь надо снять мультфильм про кораблик Адмиралтейства и крейсер «Аврора» по рассказу «Мультики» из последнего «Поребрика». Читатели считают, что крейсер должен озвучивать Михаил Боярский в духе «три тысячи бом-брамселей!». Вообще-то у меня есть много идей, которые можно было бы воплотить, но я стесняюсь обращаться с ними к продюсерам кинокомпаний. Вдруг они скажут мне:  «Девочка, ты почему без спросу вылезла из песочницы и пришла к большим дядям?»

– Как придуман увлекательный сюжет «Эликсира князя Собакина»? Есть ли у героев прототипы?

– Была придумана четверка добрых фриков, разыскивающая некий артефакт. И противостоящая им «ватага», которая стремится его заполучить для дурных дел. Артефактом должны были стать неразменный рубль, перо Гоголя (в смысле орудие труда), Петровский штоф и так далее. Если поднять нашу переписку с соавтором, можно много смешного найти. Мы вообще очень неэкономно тратили силы и идеи, многое улетело на ветер. Потому что соавторство – это тяжелый труд, хуже, чем работа на заказ к дедлайну «еще вчера». Прототипов у героев нет. А вот история про выступления возле Медного всадника основана на реальных событиях. Нам с соавтором, к сожалению, не удалось одеться Петром и Екатериной, хотя воображаю, как бы мы смотрелись – в очках и напудренных париках, но подлинные мастера жанра поделились с нами наблюдениями за окружающей природой и туристами.

– Ты родилась в Ленинграде – городе, в котором в отличие от Москвы была сильнее развита рок-субкульту. Как ты это ощущала в юности, повлияло ли это на тебя и твои книги?

– Когда ты живешь в своей юности, ты ощущаешь все вместе, одновременно и целиком. Отделить рок-субкультуру от влияния друзей, от домов-улиц-проспектов, от книг из уже неоднократно упоминавшегося шкафа – очень сложно. Мне практически не по силам. И потом, волшебный ящик под названием «магнитофон» стирает границы между городами. Слушай себе что хочешь. Мне вот группа «Браво» одно время очень нравилась, а она вполне себе даже московская. Вообще в юности я не задумывалась, кто у нас тут и откуда. Все музыканты были по определению не из этого мира – обычного и в чем-то скучного. И Beatles, и БГ – они жили на магнитофонной пленке и в воображаемом «прекрасном далеко».

Когда я училась в школе, существовало смешное разделение на поклонников «рока» и «попсы», без агрессии, просто «рокеры» считали себя интеллектуальной элитой, и я поспешила примкнуть к их рядам. Кем считали себя представители лагеря «попса»? Думаю, нормальными людьми, которые одеваются красиво, красятся по учебнику макияжа, а не под Роберта Смита из The Cure, например.

– Какой бы вопрос по поводу твоего творчества ты хотела бы задать себе и как бы ты на него ответила?

– Почему к вечеру, когда я нахожу время на себя и свои тексты, у меня нет уже сил ни на что, даже на тупение в уютненьком ЖЖ? Вот такой вопрос я задаю себе почти каждый день после того, как стала мамой.

– Традиционный вопрос: что у тебя сейчас в работе? Какую книгу мы сможем прочитать в ближайшее время?

– В ближайшее время, то есть где-то в ноябре, выйдет книга «Играя Грибоедова. Корпоративный роман». Это история столкновения офисной и театральной реальности, взаимного непонимания, а потом, как водится, мира и дружбы на благо всех участников истории. Роман, кстати, лишен фантастических допущений и очень киногеничен. Обращаю на это внимание взрослых дяденек-кинопродюсеров. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
830
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1001
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1144
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3182

Другие новости