0
2798
Газета Интернет-версия

11.09.2014 00:01:00

Землица обетованная

Тэги: израиль, томас манн, юмор


израиль, томас манн, юмор Салют Ульянову-Бланку! Фото Владимира Захарина

Автор этого сборника эссе Ася Энтова – университетский преподаватель, математик и социолог, а также общественно-политический деятель, яркий представитель славного «правого крыла» в современном Израиле. В предисловии к книге она пишет: «Рубеж веков, современниками которого мы с вами оказались, сопровождали множественные изменения... Трансформировалась и наша жизнь – мы меняем сами или пассивно претерпеваем изменение гражданства и территории, окружающих нас структур, людей и предметов. Перерождаются и человеческие отношения, устремления, стандарты и идеалы. Здесь, в Израиле, точке соприкосновения материков, времен и цивилизаций, и были написаны эти эссе в попытке осмыслить происходящие с нами метаморфозы, вспомнить, кто мы, откуда пришли и куда идем».

Книгу Энтовой можно было бы в старом добром овидиевском духе назвать израильскими «Метаморфозами». Крошечная часть суши, со всех сторон окруженная арабами, вечно горящая точка, неопалимая жестоковыйная купина, вещающая человечеству о подзабытых заповедях – Землица обетованная, ее зерна и плевела, холмы и небеса... Деформации сионизма и сопротивление человеческих материалов... И издательство у книги хорошее: «Еврейское руководство» – эх, Единому бы в уши!

Так уж получилось, что я начал читать не с первого раздела «Традиция и интерпретация» (где сошлись семь интеллектуальных статей про добро и зло в Танахе, про Храмовую гору и Стену Плача, про восприятие времени у античных греков и древних евреев), а открыл заключительную главку книги «Свидетельства очевидца». Жизнь и судьба, описанные светло и весело! Учеба в московской физико-математической школе 

№ 2 – по Энтовой, то был дивный «свободный островок», настоящая лицеистская шарашка внутри казенного соцлагеря, прекрасные наставники: «Легче научить критиковать, гораздо труднее научить думать. Еще труднее доказать примером, что мысли и ценности – это не оторванная от действительности «игра в бисер», а руководство к действию – здесь и сейчас. У наших учителей все это было, и с тех пор этот утопический роман Германа Гессе о воспитании получил в моих глазах реальный прототип».

книга
Ася Энтова. Осознавая время.
– Иерусалим:
еврейское руководство, 2014.
– 256 с.

А с каким наслаждением проглотил я рассказ Энтовой «Дискриминация»: как ее провалили на приемных экзаменах на мехмат МГУ! Да прямо про меня написано, хрестоматийный пример, родная речь, приятно вспомнить – взашей вытолкали и шапку вслед на крыльцо выкинули! Как сейчас вижу: пирамидный домище на Ленинских горах, 73-й год (37-й для тех, кто пишет справа налево, шутка абитуры), устный экзамен по математике (через письменный просочился)  и дают мне, Юдсону этакому, нехитрую с виду задачку и говорят: быстрее давай, долго копаешься, нет, не справился, браток, иди, «неуд». И была это, как оказалось, всего лишь теоремка Ферма! Хохоту-то, хохоту среди экзаменаторов небось было. Как заметил, по другому, правда, поводу Бабель: «Аккуратно зарезал еврея, не забрызгавшись».

Ася Энтова, безусловно, утешает мне подобных: «Сегодня уже написаны замечательные книги отказников и узников Сиона, где они перечисляют обрушившиеся на них гораздо более страшные преследования – тюрьмы, ссылки, бесконечные унижения и психиатрический террор. По сравнению с этим страшным списком дискриминация в академической среде кажется булавочным уколом, но для многих ассимилированных и вполне преуспевающих советских евреев она стала переломным моментом, подтолкнувшим их к осознанию своей национальной принадлежности». Энтова призывает никогда не отчаиваться и напоминает о бодрящих словах сатирика: «Иногда шаг вперед является следствием пинка в зад».

Кто знает, что было бы и на каких реках мы с Асей нынче сидели, возлюби в свое время Россия евреев – математиков и литераторов, инженеров и врачей, талантливых и бездарей, тонких и толстых, всех подряд, чохом... Мне порой печально в моем тель-авивском чулане – вдали от московских пещерок метро, от толщи велико-могучего языка с его чудесными тонкостями и незыблемыми отклонениями... Тем радостнее читал я эссе «Мой дом в Карней Шомрон»  о жизни семьи Аси Энтовой в небольшом поселке в Самарии: «Детишкам хорошо расти на этих привольных, засаженных зеленью холмах. Только у наших друзей и соседей за последний месяц появилось трое новых симпатичных маленьких «карнейчан». Мы ходим друг к другу в гости и радуемся на церемониях брит-милы, на свадьбах и бар-мицвах. А когда происходит очередная беда или вопиющая несправедливость, грустно улыбаясь, мы повторяем старую еврейскую присказку: «пережили фараона, переживем и это!»

О том, как вынужденно, испокон веков, закольцованно пережевывается облым чудищем, «переживается это», о евреях и их тени, антисемитизме, повествует раздел «Мир в разных измерениях». Содержание его вполне передается названиями статей: «Воинствующая покорность против экстремистского компромисса», «Размышления по национальному вопросу» (салют Ульянову-Бланку!), «Варшавское гетто через 60 лет после восстания», «Глобализм и 10 заповедей».

Совсем по шерсти моей душе пришелся раздел «Перечитывая классику». Здесь размышления автора о «парных» героях многотомного ковчега Томаса Манна (эссе «Совершенство, расколотое надвое») соседствуют со статьей «Уроки Ханны Арендт» (о книге «Истоки тоталитаризма») и «ассоциациями по поводу стихотворения Киплинга в переводе Алекса Тарна». Надо отметить, что перевод не просто отменный, а и весьма актуальный: «На всех нас потому –/ Судьба и жизнь одна./ Как выжить одному,/ Коль рушится Страна?» Кстати, Алексу Тарну, писателю талантливому и глубокому, посвящено еще отдельное эссе «Еврейский детектив, или О пользе иронии». Ну Тарн – это особая статья. Абсолютно согласен с таким вниманием Энтовой к его творчеству: у Тарна проза не праздная, а раздражающая мысль, бередящая извилины да вдобавок изложено недюжинно.

Интересны также в разделе «Израильская культура: книги, фильмы и спектакли» статьи об израильском театре, об Эфраиме Кишоне и Алеф-Бет Иегошуа, о книгах Моти Карпеля «Революция сознания» и Моше Фейглина «Война идеалов».

Короче, читайте Асю Энтову «Осознавая время», не пожалеете, отыщется немало полезного и внезапного. Я вот знал, конечно, сызмальства про Всемирный сионистский конгресс с его «проектом Уганды» (на слонах бы сейчас ездили), но оказывается, за несколько лет до этого «российский еврей Йегуда Левин и одесская группа «Ам-Олам» предлагали идею еврейского штата в Северной Америке». Эх, вот это была бы утопия, сверхновый Иерусалим – нынешнее поколение жило бы уже при сионизме!..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
867
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
537
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1059
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1045

Другие новости