Салют Ульянову-Бланку! Фото Владимира Захарина
Автор этого сборника эссе Ася Энтова – университетский преподаватель, математик и социолог, а также общественно-политический деятель, яркий представитель славного «правого крыла» в современном Израиле. В предисловии к книге она пишет: «Рубеж веков, современниками которого мы с вами оказались, сопровождали множественные изменения... Трансформировалась и наша жизнь – мы меняем сами или пассивно претерпеваем изменение гражданства и территории, окружающих нас структур, людей и предметов. Перерождаются и человеческие отношения, устремления, стандарты и идеалы. Здесь, в Израиле, точке соприкосновения материков, времен и цивилизаций, и были написаны эти эссе в попытке осмыслить происходящие с нами метаморфозы, вспомнить, кто мы, откуда пришли и куда идем».
Книгу Энтовой можно было бы в старом добром овидиевском духе назвать израильскими «Метаморфозами». Крошечная часть суши, со всех сторон окруженная арабами, вечно горящая точка, неопалимая жестоковыйная купина, вещающая человечеству о подзабытых заповедях – Землица обетованная, ее зерна и плевела, холмы и небеса... Деформации сионизма и сопротивление человеческих материалов... И издательство у книги хорошее: «Еврейское руководство» – эх, Единому бы в уши!
Так уж получилось, что я начал читать не с первого раздела «Традиция и интерпретация» (где сошлись семь интеллектуальных статей про добро и зло в Танахе, про Храмовую гору и Стену Плача, про восприятие времени у античных греков и древних евреев), а открыл заключительную главку книги «Свидетельства очевидца». Жизнь и судьба, описанные светло и весело! Учеба в московской физико-математической школе
№ 2 – по Энтовой, то был дивный «свободный островок», настоящая лицеистская шарашка внутри казенного соцлагеря, прекрасные наставники: «Легче научить критиковать, гораздо труднее научить думать. Еще труднее доказать примером, что мысли и ценности – это не оторванная от действительности «игра в бисер», а руководство к действию – здесь и сейчас. У наших учителей все это было, и с тех пор этот утопический роман Германа Гессе о воспитании получил в моих глазах реальный прототип».
Ася Энтова. Осознавая время.
– Иерусалим: еврейское руководство, 2014. – 256 с. |
А с каким наслаждением проглотил я рассказ Энтовой «Дискриминация»: как ее провалили на приемных экзаменах на мехмат МГУ! Да прямо про меня написано, хрестоматийный пример, родная речь, приятно вспомнить – взашей вытолкали и шапку вслед на крыльцо выкинули! Как сейчас вижу: пирамидный домище на Ленинских горах, 73-й год (37-й для тех, кто пишет справа налево, шутка абитуры), устный экзамен по математике (через письменный просочился) и дают мне, Юдсону этакому, нехитрую с виду задачку и говорят: быстрее давай, долго копаешься, нет, не справился, браток, иди, «неуд». И была это, как оказалось, всего лишь теоремка Ферма! Хохоту-то, хохоту среди экзаменаторов небось было. Как заметил, по другому, правда, поводу Бабель: «Аккуратно зарезал еврея, не забрызгавшись».
Ася Энтова, безусловно, утешает мне подобных: «Сегодня уже написаны замечательные книги отказников и узников Сиона, где они перечисляют обрушившиеся на них гораздо более страшные преследования – тюрьмы, ссылки, бесконечные унижения и психиатрический террор. По сравнению с этим страшным списком дискриминация в академической среде кажется булавочным уколом, но для многих ассимилированных и вполне преуспевающих советских евреев она стала переломным моментом, подтолкнувшим их к осознанию своей национальной принадлежности». Энтова призывает никогда не отчаиваться и напоминает о бодрящих словах сатирика: «Иногда шаг вперед является следствием пинка в зад».
Кто знает, что было бы и на каких реках мы с Асей нынче сидели, возлюби в свое время Россия евреев – математиков и литераторов, инженеров и врачей, талантливых и бездарей, тонких и толстых, всех подряд, чохом... Мне порой печально в моем тель-авивском чулане – вдали от московских пещерок метро, от толщи велико-могучего языка с его чудесными тонкостями и незыблемыми отклонениями... Тем радостнее читал я эссе «Мой дом в Карней Шомрон» о жизни семьи Аси Энтовой в небольшом поселке в Самарии: «Детишкам хорошо расти на этих привольных, засаженных зеленью холмах. Только у наших друзей и соседей за последний месяц появилось трое новых симпатичных маленьких «карнейчан». Мы ходим друг к другу в гости и радуемся на церемониях брит-милы, на свадьбах и бар-мицвах. А когда происходит очередная беда или вопиющая несправедливость, грустно улыбаясь, мы повторяем старую еврейскую присказку: «пережили фараона, переживем и это!»
О том, как вынужденно, испокон веков, закольцованно пережевывается облым чудищем, «переживается это», о евреях и их тени, антисемитизме, повествует раздел «Мир в разных измерениях». Содержание его вполне передается названиями статей: «Воинствующая покорность против экстремистского компромисса», «Размышления по национальному вопросу» (салют Ульянову-Бланку!), «Варшавское гетто через 60 лет после восстания», «Глобализм и 10 заповедей».
Совсем по шерсти моей душе пришелся раздел «Перечитывая классику». Здесь размышления автора о «парных» героях многотомного ковчега Томаса Манна (эссе «Совершенство, расколотое надвое») соседствуют со статьей «Уроки Ханны Арендт» (о книге «Истоки тоталитаризма») и «ассоциациями по поводу стихотворения Киплинга в переводе Алекса Тарна». Надо отметить, что перевод не просто отменный, а и весьма актуальный: «На всех нас потому –/ Судьба и жизнь одна./ Как выжить одному,/ Коль рушится Страна?» Кстати, Алексу Тарну, писателю талантливому и глубокому, посвящено еще отдельное эссе «Еврейский детектив, или О пользе иронии». Ну Тарн – это особая статья. Абсолютно согласен с таким вниманием Энтовой к его творчеству: у Тарна проза не праздная, а раздражающая мысль, бередящая извилины да вдобавок изложено недюжинно.
Интересны также в разделе «Израильская культура: книги, фильмы и спектакли» статьи об израильском театре, об Эфраиме Кишоне и Алеф-Бет Иегошуа, о книгах Моти Карпеля «Революция сознания» и Моше Фейглина «Война идеалов».
Короче, читайте Асю Энтову «Осознавая время», не пожалеете, отыщется немало полезного и внезапного. Я вот знал, конечно, сызмальства про Всемирный сионистский конгресс с его «проектом Уганды» (на слонах бы сейчас ездили), но оказывается, за несколько лет до этого «российский еврей Йегуда Левин и одесская группа «Ам-Олам» предлагали идею еврейского штата в Северной Америке». Эх, вот это была бы утопия, сверхновый Иерусалим – нынешнее поколение жило бы уже при сионизме!..