Завтрак на природе. В центре организаторы фестиваля: стоят – Владимир и Елена Софиенко, сидит – Мариуш Вильк. Фото Светланы Васильевой
Фестиваль «Петроглиф» в Карелии проводился нынче всего лишь второй раз. Однако можно сказать уверенно, что у него уже есть своя, что называется, фишка, свой набор ярких отличий от аналогичных мероприятий, регулярно проходящих в других регионах, свое, как любили писать раньше, собственное лицо.
Впервые он проходил год назад в поселке Мейери Сортавальского района и назывался «Фестиваль молодых писателей, пишущих о Севере». Однако уже тогда мероприятие посетили такие узнаваемые в своей среде писатели, как Елена Усачева (Москва), ответственный секретарь журнала Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» Николай Романецкий (Санкт-Петербург), Дмитрий Скирюк (Усолье Пермского края), Дмитрий Казаков (Нижний Новгород). А в этом году уже на этапе организации кроме них объявили о своем желании приехать еще несколько москвичей. В общем, если эти авторы и молоды душой (а некоторые и телом), то уж точно не новички в литературе. И о Севере пишут далеко не все. Кроме того, в этом году Карелию посетили члены оргкомитета фестиваля «Летучий фрегат» из Севастополя Алексей и Елена Заворотные – какой уж тут Север. Тут впору дружить сторонами света: север–юг. Кстати, Алексей и Елена привезли сигнальный экземпляр уникальной благотворительной книги «Все будет хорошо» – в поддержку севастопольской девушки, которой требуется дорогостоящееся лечение. Писатели из разных городов дали для нее свои произведения, отказавшись от гонораров. Конечно, прибыли сам сборник не принес и финанасовый вклад его авторов был мизерным, зато их участие в проекте привлекло внимание серьезных меценатов, и сейчас больная девушка получает необходимое лечение. А говорят, литература не приносит конкретной пользы!
Николай Романецкий
на фоне старинной часовни. Фото Светланы Васильевой |
В общем, в этом году «Петроглиф» назывался просто «Международный литературный фестиваль». С 24 по 27 июля литераторы жили на берегу озера Онего, для них были устроены экскурсии на остров Кижи, а с 28 по 30 июля им устроили поездку на Белое море. Кстати, в Кижи возили на чем-то среднем между большой моторной лодкой и маленьким катером, крыша которого была сделана из верхней части кузова старых «Жигулей». Ничего – съездили и вернулись целые две группы.
На берегу озера Онего в Медвежьегорском районе возле поселка Великая Губа есть совсем уж небольшая, почти заброшенная деревенька Кондобережская… Я специально перечисляю эти топонимы, чтобы лишний раз насладиться ими – словно песней. Так вот, в этой деревне купил дом довольно необычный человек – Мариуш Вильк. Польский писатель, работавший когда-то пресс-секретарем Леха Валенсы, полюбил Заонежские просторы, женился на девушке Наташе из Петрозаводска и вот теперь живет в старинном двухэтажном доме рядом со старинной деревянной часовней. Теперь он не только сам пишет книги о Заонежье, но и проводит мастер-классы по этому направлению для российских и зарубежных литераторов. Он и принимал гостей: кто-то жил прямо у него, кто-то в бане, кто-то в палаточном лагере поблизости, кто-то в единственном на всю округу сдаваемом внаем коттедже в Великой Губе.
Особенности формата «Петроглифа» продиктованы удивительной природой Заонежского края. Поэтические чтения и литературные студии проходили прямо на свежем воздухе, на деревянных лавках, а между мероприятиями все желающие плюхались с мотков в чистейшую воду озера. Кстати, в деревне нет водопровода – воду берут прямо из озера.
Поэты из Петрозаводска представили альманах «Снегири», в который вошли произведения 37 поэтов из Карелии, Мурманска, Архангельска, Северодвинска, Североморска, Оленегорска, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Финляндии. Как написано в аннотации: «Самому молодому поэту – Егору Сергееву – 21 год. Самому старшему автору альманаха – 94 года. Это финская поэтесса Айла Мерилуото». Ранее его презентации проходили в Хельсинки, Стокгольме, Таллине, Санкт-Петербурге и Петрозаводске. И вот теперь – на берегу озера.
Вот стихи одной из поэтесс, представленных в альманахе, – Веры Линьковой: «…Этот фаянсовый желтой лучистости кот/ Входит в фаянсовый желтой лучистости сад./ И, как ни странно, средь блага парящих цветов,/ Где ожерелья фонтанов в отдушину неба летят,/ Видит всего лишь отбитую лапу у льва,/ В мраморной глыбе страдающе замкнутый взгляд,/ И как в разорванность встряла живая трава,/ И как изысканно стебли на мраморе спят...» Или вот еще: «Ворожея Мария Икаса,/ Если будущее всего лишь – БЫЛО,/ Есть ли смысл в поисках красок,/ Чтобы дивное,/ Вечное,/ Сильное/ Через смерть свою заговорило?» А еще она привезла замечательную книжку детских стихов «Замечательная я!», написанную по мотивам рисунков ее внучки Кристины, которая тоже была на фестивале.
Дмитрий Скирюк
с благотворительным сборником «Все будет хорошо». Фото Светланы Васильевой |
Вообще обширная детская программа – еще одна специфическая особенность «Петроглифа». Едва ли не треть гостей фестиваля – дети. Они тоже купались, с ними играли, с ними рисовали, ну и, конечно, им читали стихи. По поляне летали детские мячи, на поляне звучали детские стихи. Мячи были разноцветны, а стихи веселы. Вместе с Верой Линьковой детской программой руководила московская детская писательница Елена Усачева.
Писатель Дмитрий Скирюк, кочующий между Усольем, Пермью и Москвой, в последнее время увлекся… Нет, это слово в данном случае не подходит… Стал вполне профессионально заниматься разысканием и изучением старинных настольных игр. Что мы знаем по этому поводу? Шашки, шахматы, карты, лото… Ну, кто-то знает го. Дмитрий Скирюк собрал и восстановил десятки игр: китайские, японские, египетские, вавилонские, майя, есть и скандинавские... В его коллекции имеются игры, придуманные древними народами, которые давно исчезли с лица земли. Время от времени он собирает желающих приобщиться к древним культурным ценностям в библиотеке Нескучного сада. А на фестивале «Петроглиф» он выступил с докладом «Игры и люди в пространстве фантастической литературы». Ну и, конечно, на время фестиваля вся коллекция писателя-коллекционера была в распоряжении гостей – фишки с иероглифами по расчерченным полям двигали и взрослые, и дети.
Порадовал своими песнями оригинальный автор-исполнитель из Медвежьегорска Александр Исидоров.
Николай Романецкий принес из Санкт-Петербурга довольно радостную весть. Журнал «Полдень. XXI век», основанный некогда Борисом Стругацким и Александром Житинским, а после ухода от нас обоих отцов-основателей будет возрождаться. Про поддержке Светланы Васильевой Николай Романецкий прочитал доклад, посвященный истории одного из самых культовых журналов фантастики. Однако историей дело не ограничилось – завершился доклад на оптимистической ноте. Журнал будет жить, однако в новом формате – print on demand. В Сети уже висит электронная версия его нового номера, а бумажная версия будет печататься и допечатываться по мере того, как будут поступать заказы.
«Идея нашего фестиваля не нова, – скромно признался главный организатор фестиваля, писатель Владимир Софиенко в интервью для местной прессы. – Мне приходилось бывать на некоторых литературных фестивалях российского уровня, в основном это были сборы писателей-фантастов, так как я и сам работаю в этом жанре». Однако он тут же определил и еще одно заметное отличительное свойство: «Наш фестиваль каждый раз проходит в новом месте на территории Карелии. На нынешний мы приглашаем в Карелию известных мастеров слова разных жанров, не ограничиваясь фантастикой. На мой взгляд, проведение такого фестиваля – лучший способ заставить российских писателей высказаться о нашем крае, о его культуре, наследии, традициях, проблемах, о наших достопримечательностях».
Хорошо, когда писатели в регионах России любят свой край и заботятся о том, чтобы он был отражен в литературе. Хорошо, когда у писателей из всех городов есть возможность познакомиться с природой и культурой регионов… Кстати, Владимир Софиенко обещал, что в следующем году «Петроглиф» пройдет на бывшем финском острове, где был написан эпос «Калевала». Тоже интересно.