0
2071
Газета Интернет-версия

03.07.2014 00:01:00

Петит

Тэги: лирика, исповедальность, одиночество


лирика, исповедальность, одиночество Александр Орлов. Белоснежная пряжа. – М.: Вест-Консалтинг, 2014. – 500 с.

Александр Орлов собрал в книгу разноплановые стихи. Лирическая часть сборника приоткрывает личность поэта, может быть, для автора бессознательно. Вот что ему нравится: «…тянуло медом, льном и кожей»  (стихотворение «Дорогобуж»). В первом стихотворении к любимой женщине – таких в сборнике несколько – «Обломки веток, света, льда/ Смешались в сумраке обочин,/ И мчатся в холод поезда,/ И расставаний график точен». Поезда – самый обыкновенный образ, но график расставаний – наблюдение тонкое, потому, что личное и откровенное.  «Старик каштан в расхристанном тулупе/ По-богатырски свеж./ Как перст один в простуженной халупе/ Латаю брешь…»  («Старик каштан…»). Грубоватая, пренебрежительная лексика в прихотливом размере, в пятистопном с двухстопным ямбах, рождает точное впечатление полного одиночества, настолько безысходного, о каком можно сказать небрежно, то есть словно уже все равно, как о нем говорить. Поэт и читатель словно заключают немой договор взаимного согласия, основанный на стремящейся к предельной, общей для каждого достоверности образов и чувств. Стихи словно расширяются, наполняются не личным, но человечным. «И кипящий озноб суховея,/ И пророческий дух осенин,/ Разделю, ничего не жалея,/ Уходя в перепутье былин». Стихотворение «Раскаленная светит полтина…» отсылает к прозе Александра Орлова, рассказу «Последние осенины». В стихотворении «Водопол» Александр Орлов откликается на смену столетий песней-заклятием: «…В корневище трав/ Прячется беда./ Скрылись в мой рукав/ Снег и холода…/ Чуешь, как пришел/ В горечь лесосек/ Громкий водопол,/ Двадцать первый век».

Лирическое чувство Александра Орлова часто обращается не внутрь себя, но вовне. «И, глядя в искристые космы огня,/ Вернуть ты захочешь огонь и меня» («Как лист смоляной…»). Речь здесь о самоощущении, но оно здесь вырвалось, словно язык пламени меж поленьев. Александр Орлов обнаруживает себя частицей огня – не праведного и всеочищающего, а будто тянущегося к объекту, одушевленного, стремящегося разогнать мрак и согреть.

В этой лирике нет страдательного залога, подчинения необоримым внешним обстоятельствам. И дело, кажется, не в том, что сегодня трудно быть лириком или романтиком. Здесь определенно чувствуется скрытый героизм, способность адекватно встретить ворвавшийся в разрыв стремительный, холодный вихрь душевного смятения, который и есть признак реальности.

Александр Орлов включил в сборник и стихи о современной нам жизни, – впрочем, взгляд на нее исходит с необходимой всякому художнику дистанции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
797
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1052
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
842
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
684

Другие новости