Ольга Вайншток и Дмитрий Легеза. Веселые.
Сегодня заканчивается 11-й Международный литературный фестиваль «Петербургские мосты» (открылся 28 июня). Первая часть проходила на территории Дома творчества писателей в поселке Комарово. Вторая, в том числе и Торжественный финал Международного поэтического конкурса им. Н.С. Гумилева «Заблудившийся трамвай», уже собственно в Питере. Первые места в этом замечательном трамвае заняли поэты Борис Панкин, Иван Зеленцов и Алексей Григорьев. Были еще и другие конкурсы – например, поэтический блиц-турнир «Народный герой», победу в котором одержал Дмитрий Артис. Еще проходил и финал организованного прозаиком Владимиром Шпаковым конкурса юмористической и абсурдной поэзии и малой прозы им. Д. Хармса «Четвероногая ворона». Здесь мы не можем удержаться, похвалим сами себя: один из нас, а именно Андрей Щербак-Жуков, победил в этом конкурсе.
Ольга Сульчинская. Немного грустная. |
Народу приехало немало, из России, а также ближнего и дальнего зарубежья, всех не назвать, да и не надо, упомянем лишь некоторых: на фестиваль приехали Ольга Аникина, Дарья Верясова, Герман Власов, Лилия Газизова, Елена Генерозова, Максим Гликин, Ирина Евса, Ирина Ермакова, Михаил Квадратов, Алена Кирилина, Пяйви Ненонен, Янис Рокпелнис, Анастасия Строкина, Ольга Сульчинская, Елена Усачева, Айдар Хусаинов и др. О количестве гостей говорят такие факты, что некоторым пришлось жить в четырехместных номерах с двухъярусными кроватями, а были и такие, кто жил в палатке. Да еще с замечательной собакой по кличке Чингиз. Но совсем даже не унывали – жарили шашлык и пели песни под аккордеон. С собакой по кличке Чингиз.
В основном же собравшиеся поэты и писатели жили в старом трехэтажном писательском доме, где многое несло на себе следы абсурда. К примеру, маленький душик за драненькой клеенкой – в огромной туалетной комнате, где можно было бы поставить кровать. С одной стороны, все это настраивало на участие в конкурсе им. Хармса. С другой – заставляло задуматься, чего же хочется больше: чтобы это удивительное здание оставили таким или чтобы попытались отреставрировать. Но ведь тогда маловероятно, что удастся сохранить этот удивительный писательский дух. А он был. У въезда на территорию Дома творчества литераторов встречала гостеприимная Галина Илюхина из оргкомитета. Она заранее сняла совсем уже ветхое деревянное строение. За несколько дней до фестиваля к ней присоединились москвичи Дмитрий Плахов с супругой Елизаветой. На круглом столе стояли разнокалиберные старинные штофы. Дмитрий пел под гитару. Приезжающие моментально погружались в атмосферу фестиваля.
Евгений Мякишев и Михаил Квадратов. Красивые. |
Что же еще назвать из наиболее интересного? Была экскурсия по памятным комаровским местам. В первую очередь это местное кладбище, а точнее – целый Комаровский некрополь. Здесь похоронены писатели Иван Ефремов, Юрий Рытхэу, Геннадий Гор, Вера Павлова, Александр Житинский и, конечно, Анна Ахматова. Было мероприятие с громким названием «Визитная карточка фестиваля», где выступили поэты из Петербурга, Москвы, Казани, Уфы и Красноярска. А также из городов Бельгии, Латвии, США, Украины, Финляндии и Чехии. Вечер (хотя какой вечер, если происходило днем?) «Поющих поэтов». Танцевально-поэтические перформансы и выступления детских писателей, точнее – целый детский праздник «Остров Ю». Театрализованный поэтический капустник лито «Пиитер» и «поэтическая белая ночь» (тоже не вечер, потому что, как вы, наверное, уже и сами догадались, ночь) «Пишу, читаю без лампады». Завершал комаровскую часть фестиваля музыкально-поэтический вечер «Колокольная горка».
Тут, кстати, стоит отметить, что, хотя фестиваль называется «Петербургские мосты», первая-то его часть проходила как раз без мостов. Море было. Точнее – Финский залив. Были дюны и каменные глыбы на мелководье. А мостов что-то мы не заметили. Может, они и есть в Комарове, но в Питере их явно больше.
А в Санкт-Петербурге помимо упомянутого «Заблудившегося трамвая» состоялись выступления петербургских поэтов, круглый стол «Судьба молодого поэта», презентация литературных альманахов Союза российских писателей «Паровоз» и «Лед и пламень». И много чего еще.
Море есть, а мостов не видно. Фото Екатерины Богдановой |
Вообще фестивали подобные – штука, конечно, тяжелая. Вокруг толпами бродят поэты, а ты вдобавок еще и далеко от дома. Зато на обычный литературный вечер можно не пойти, а тут раз уже приехал, деваться некуда. Иди и общайся. Читай и слушай. Погляди на Финский залив, плевать, что холодно, окунись. В Питере погляди наконец на петербургские мосты, на каналы и реки, на памятник Барклаю де Толли (есть там один ракурс, с которого герой выглядит комично и даже несколько гм… фривольно). Можно, впрочем, не искать ракурс, все равно ты уже не один раз любовался неоднозначной скульптурой. Теперь полюбуйся самим городом, сходи на Петроградскую сторону и в какой-нибудь музей. В Москве же не ходишь почти по музеям, а тут – сам бог велел. Покатайся на кораблике. Да мало ли что. Упомянутая нами собака Чингиз одна чего стоит. И ведь слушает, знает, что стихи ей читают. И другие слушают. Сплошные поэтические вечера – причем буквально, что с утра и до ночи. Так, наверное, и должно быть.
Выходит, были мосты. Были и в Санкт-Петербурге, и в Комарове. Но мосты то были какие-то особенные. Опять-таки – мосты Хармса. И они очень даже успешно соединяли литераторов между собой.