0
2769
Газета Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Частность и честность

Тэги: поэзия, марина цветаева, мандельштам, хичкок, домодедово


поэзия, марина цветаева, мандельштам, хичкок, домодедово Да, это не лечится. Фото Андрея Щербака-Жукова

Вряд ли лирика Татьяны Виноградовой драматичнее поэзии Марины Цветаевой или Осипа Мандельштама. Однако никто из них не называл свои сборники так откровенно-пессимистично, как Виноградова. На мой взгляд, единственный смысл назвать книгу стихов «Жизнежутью» – это «черный пиар» своего неологизма. Чем хуже, тем лучше. Ибо неологизм действительно удачен, он способен войти в обиход русской речи. Например, «фильмы Хичкока – это своего рода «жизнежуть», как метко выразилась Татьяна Виноградова». Поэты прошлого редко шли на такое, им было важно, чтобы книга продавалась. Небольшой тираж книги Татьяны Виноградовой позволяет пожертвовать ее продаваемостью ради продвижения в русский язык нового слова. С другой стороны, одного теракта в «Домодедово», описанного в книге Виноградовой, вполне достаточно для оправдания такого названия. И это будет не эпатаж, а суровая российская действительность, нелюбовь к которой, по мнению автора, «не лечится». «Черный свет, белая тьма./ Разлеглось повсюду отечество./ Родная, чужая, слепая страна, –/ кресты, купола, сума да тюрьма…/ Я не хочу сойти здесь с ума./ Ненависть к родине – это не лечится».

книга
Татьяна Виноградова.
Жизнежуть.

– М.: Союз литераторов России,
Вест-Консалтинг, 2013.
– 44 с.
(Визитная карточка литератора)

Несмотря на столь «жизнеутверждающее» книги, поэт незаметно выходит из пространства трагедии в вертикаль, где смерти нет. И письма подруге, погибшей в «Домодедово» (диптих), адресованы ей как живой. И первое, давнишнее, и второе, написанное после гибели адресата. Но вот открытие автора – акустика души между первым и вторым письмом не меняется, погибшая подруга продолжает жить в ее сердце. То же самое происходит со стихотворением, посвященным ушедшему от нас художнику, автору обложки книги «Жизнежуть». «Ангел мой, ты видишь ли меня?» – с сомнением и надеждой вопрошал свою небесную возлюбленную Федор Тютчев. Татьяна Виноградова ни на секунду не сомневается: ее друзья и слышат ее на небе, и видят. Она, может быть, не верит в Бога, зато твердо верит в посмертную жизнь. Лирика любого поэта носит частный характер. Иногда поэт дает слишком эмоциональные оценки происходящим в его сердце событиям. Поэтому лирика всегда правдива, если рассматривать конкретный момент, и всегда относительна, если мы попробуем сделать глобальные выводы из минутного настроения героини. И строки Татьяны Виноградовой о «ненависти к родине» в сущности мало чем отличаются по смыслу от лермонтовского «люблю отчизну я, но странною любовью». То есть «экстремизм» выражения Виноградовой во многом надуман нашим восприятием, неготовым к подобному перфекционизму, тотальному выплеску эмоций. Это очень странное явление – эпатаж, отдающий… честностью. Но поэтическому регистру поэта подвластны не только громкие, но и тишайшие откровения, пианиссимо: «В тихом раю слов,/ за рекой туманных откровений,/ по ту сторону водопадов беспамятства/ растет темное Древо Молчания./ В сплетении его корней слова покоятся/ в блаженной немоте, как в колыбели./ Порою Древо чуть шелестит под невесомым ветром./ Но некому услышать стихотворящий шепот. / Блаженство слова –/ неназванным остаться навсегда».

Стихотворения Виноградовой о Творце – это космогонии. То есть они не столько о религии, сколько о мироздании. В первую очередь о мироздании и миропорядке. О нашем биполярном мире, где на одном полюсе – северном – одинокий Бог, а на другом – южном – столь же одинокий человек. Собственно, у Бога и человека много общего. И вовсе не потому, что человек создал Бога по своему образу и подобию. Просто космическое одиночество объединяет. Долгое время вопрос о бытии Бога считался одним из основных в классической философии, когда в Бога не столько верили, сколько Его исследовали. Татьяна Виноградова в своих произведениях – это прежде всего поэт-философ, не понаслышке знакомый с классической философией, и только потом уже лингвист, филолог. Татьяна Виноградова – это философ, у которого чувственность не захлестывает разум. И только авторское, изобретенное слово «жизнежуть», может быть, выдает в ней филолога…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
454
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
501
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
718
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
594

Другие новости