Будни Земли Обетованной. Фото Дэвида Кинга
Книга экономиста и социолога, автора многих монографий и сотен статей Бориса Дубсона – объективное и профессиональное исследование социальных и экономических процессов, происходящих в Израиле в последние десятилетия.
Дубсон опирается на анализ данных израильской и международной статистики, обобщающей оригинальный фактический материал. «Современный Израиль» содержит богатый материал по многим аспектам современной экономики этого государства: динамике экономического роста, параметрам качества жизни его граждан, по специфике и результатам израильского варианта использования технологий хай-тек, по оценке стандартов уровня жизни различных категорий граждан, в первую очередь репатриантов, и особенно – русскоязычных репатриантов.
Можно понять позицию автора по перспективам Израиля в развитии экономики: сейчас ее рост относительно невелик, и тормозом является недостаточная производительность труда в строительстве, торговле и сельском хозяйстве. Последнее для стороннего наблюдателя кажется странным: успехи аграриев этой страны известны (особенно москвичам), но автор глубоко исследует ситуацию с кибуцами (в первом приближении – это производственные коммуны, многие из которых специализируются на выращивании сельхозпродуктов, в том числе овощей и фруктов на экспорт) и показывает недостаточную их эффективность как социалистической, по существу, формы хозяйствования.
Борис Дубсон.
Современный Израиль. Социально-экономические очерки. – М.: Международные отношения, 2014. – 376 с. |
Разумеется, нельзя отрицать, что Израиль входит в двадцатку развитых стран по развитию НИОКР, по показателю доли затрат на НИОКР в валовом продукте этих стран. Из соседей – ближневосточных конкурентов – к нему приближена только Турция. Актуально наблюдение автора о том, что военные заказы на новую продукцию важны для развития промышленности высоких технологий этой воюющей страны, многие из военных проектов эффективно используются в «гражданских» отраслях. Впрочем, не меньшую роль в создании промышленности высоких технологий – хай-тек – сыграл приток иностранного капитала, а также приезд сотен тысяч специалистов из стран бывшего СССР.
Детальное исследование судеб этих русскоязычных репатриантов и проблем их включения в жизнь еврейского государства выступает как самостоятельный и весьма емкий раздел книги. Основная масса репатриантов – практически миллион человек из стран–наследниц СССР – приехала в Израиль в 1990-е годы. Процесс абсорбции «русскоязычной алии» был достаточно сложным уже потому, что многие не имели еврейских религиозных и культурных традиций, особенно в «смешанных» семьях. Основным препятствием были недостаточная социально-профессиональная мобильность, «перевернутая» социально-трудовая пирамида, наиболее яркой оценкой которой в советское время выступал «самый короткий анекдот: «еврей-дворник». Поэтому процесс вхождения «русской алии» в израильское общество был сложен, в книге Дубсона он изложен детально и беспристрастно. В частности, на страницах о вкладе различных этнических групп в израильские НИОКР объективно описаны сложности трудоустройства репатриантов – носителей советского высшего образования, считавшегося нашим обществом одним из лучших в мире. Рецензент полагает, что главная проблема «русских» репатриантов – завышенные требования к социальным службам и потенциальным работодателям. По-видимому, иначе и быть не могло после 70 лет тотального социалистического патернализма.
Однако не могу согласиться со слегка завуалированной идеей Дубсона о том, что имела (имеет) место некая дискриминация «российской алии», и потому потенциал этой высокообразованной части репатриантов был использован недостаточно, что социальная помощь недостаточно облегчила переквалификацию образованной части репатриантов из СНГ, их реальную адаптацию к рынку труда.
И все же из того несомненного факта, что материальные блага для многих репатриантов, особенно немолодых, не соответствовали их ожиданиям, на мой взгляд, дискриминация вовсе не следует. Сколько небогатая воюющая страна могла дать своим новым гражданам – столько она и дала. Опыт семьи близких мне молодых врачей, например, показывает, что при соответствующем настрое и трудолюбии вполне достижимо занять сильные позиции в израильской медицине – не худшие, чем те, что были в России до отъезда. Решить на хорошем уровне квартирные проблемы и воспитать вполне адаптированных к взрослой жизни в Израиле детей – сабров (родившихся в «Земле обетованной»). Полагаю, что этот пример отнюдь не исключительный.
Разумеется, содержание книги не ограничивается проблемами русскоязычной алии. Рассматриваются важнейшие для этой страны социально-экономических проблемы: от статуса и влияния суперортодоксов (ревностных приверженцев Книги) до ситуации с кибуцами. Оба эти феномена – специфика общества и Государства Израиль, к ней, специфике, накопились вопросы, и потому исследуются альтернативы возможных путей развития.
В монографию включен и содержательный раздел по роли арабской общины Израиля, ее позиции между патриархальным и современным постиндустриальным укладами. В составе книги – добротное исследование о самых современных (после «горячего лета» 2011-го) социальных проблемах страны, наиболее остро касающихся всего общества, – от справедливости распределения национального дохода и путях решения квартирного вопроса – до проектов экономических реформ и возможностей правительства по их реализации.