Очередной выпуск журнала поэзии вмещает стихи Игоря Иртеньева («Люблю я русскую природу,/ Сквозь годы этот крест неся / Она принадлежит народу –/ Пускай не всюду и не вся./ Хотя смотрю на вещи кротко,/ Но иногда бросает в жар:/ Вот у меня, к примеру, сотка,/ А у соседа аж гектар./ А у Суркова целых двадцать,/ Не говоря уж про Шойгу./ ...И надо б с этим разобраться,/ Да все собраться не могу») и Олега Хлебникова, Феликса Чечика и Владимира Козлова, статьи главного редактора «Ариона» Алексея Алехина, Елены Погорелой, Алексея Саломатина и многое другое.
Открывает номер подборка Веры Павловой: «Измеряет мою глубину,/ удивляется: ну и ну,/ потяну ли?/ Идет ко дну,/ оставляет меня одну».
|
Дарья Суховей. Балтийское море: Книга стихов.
– М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2014. – 64 с. – Книжный проект журнала «Воздух», вып. 67. ISBN 978-5-86856-263-1
Дарья Суховей (р. 1977) – поэт, литературный критик, литературтрегер, кандидат филологических наук, автор книг «Стихи конца апреля», «Автом» и др. Участница арт-группы «бАб/ищи».
Новый сборник она называет «парадом техник, новостных поводов и психологической проблематики человека и моря»: «а что на море кроме моря?/ апрельский снег, аперитив из фляжки, даль и холод,/ холод и даль, никаких камней, никакого горизонта/ никаких волн; как живо писал Соснора/ про визуально мертвое пространство…».
|
Марина Токарева. Сцена между землей и небом: Театральные дневники XXI века.
– АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014. – 396 с. (Современный театр).
ISBN 978-5-17-081162-5
Герои книги театрального критика Марины Токаревой – режиссеры Лев Додин, Анатолий Васильев, Петр Фоменко и другие люди театра. Театра, который «в XXI веке… утрачивает и обретает себя заново. Древняя материя волшебства испытывается новейшими технологиями… Театр снова выходит на площадь, соединяет людей и делит их…».
Вот, например, об Александре Калягине: «Редкому артисту дается такое обаяние и отточенное мастерство: диапазон ролей от Ленина до тетки Чарлея; мимолетная фраза в фильме произнесена как формула жизни («есть хочется, худеть хочется – все хочется!..») и на годы входит в обиход современников. И наконец, редчайший способен одновременно быть смешным – и пронзительно печальным, комичным – и трогательным...»
|
История частной жизни/ Под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби.
Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия; под ред. П. Вейна; пер. с франц. Т. Пятницыной (предисловие, введение, гл. 1 и 2) и Г. Беляевой (гл. 3, 4 и 5, библиография) под ред. В. Михайлина.
– М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 800 с. (Культура повседневности).
ISBN 978-5-4448-0150-5
Первый том пятитомного исследования, созданного в 1980-е французскими, британскими и американскими учеными под руководством историков Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. Книга посвящена частной жизни Древнего Рима, Византии и средневековой Европы – «Браку», «Собственности» (названия глав) и т.д.
«Римляне жили в тихом страхе перед собственными рабами, подобно тому, как живут наши современники, владельцы доберманов. Поскольку раб – существо, несомненно низшее, но родное и близкое, которое «любят» и по-отечески наказывают, от него требуют подчинения и «любви». Так что отношение раба к своему хозяину есть материя двойственная и потому опасная: любовь может внезапно обернуться ненавистью; современные криминальные хроники полны многочисленных случаев внезапных кровавых вспышек ярости прислуги, которая до этого казалась надежной и преданной. Античное рабство – сюжет для Жана Жене».
|
Мистерии Йоркского цикла/ Изд. подг. А.Н. Горбунов, В.С. Сергеева.
– М.: Ладомир: Наука, 2014. – 872 с. (Литературные памятники). ISBN 978-86218-516-4
Первый, как утверждают издатели, русский перевод и первое русское издание памятника средневекового театра. Йоркские мистерии (XIV–XV века) – цикл небольших пьес на библейские сюжеты Ветхого и Нового заветов. В позднем Средневековье они с успехом исполнялись непрофессиональными актерами. «Господь Я великий, что вечен и благ,/ Творец Я, что не был никем сотворен,/ Я – жизнь и к блаженству бессмертному шаг./ Я – высший; Мое повеленье – закон./ Блаженство дарует мой взгляд,/ Вовеки хранит от невзгод,/ Обитель Моя – небосвод,/ Где всякий безбеден и рад» – так начинается мистерия гильдии дубильщиков «Сотворение мира и падение Люцифера».
Кроме пьес в издание включены комментарии и научная статья «От сотворения мира до его конца (Мистерии Йоркского цикла)» литературоведа Андрея Горбунова. «Как известно, мистериальный театр вырос из латинской литургической драмы Высокого Средневековья, оторвавшись от нее почти полностью и начав весьма бурную самостоятельную жизнь», – пишет он.