В Музее Пушкина на Пречистенке наградили лауреатов молодой по возрасту, но весьма пафосной литературной премии. Она носит имя первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига и называется «За верность Слову и Отечеству». Если кратко – «Золотой Дельвиг». Вручали долго, со вкусом: церемония длилась около двух часов, перемежаясь музыкальными номерами.
Награда учреждена в 2012 году как ежегодная российская общенациональная премия. Цель сформулирована так: «Профессиональное признание и поддержка литераторов, чьи книги и публикации продолжают и преумножают лучшие традиции и ценности классической русской, многонациональной советской и российской литературы, являют высокий уровень мастерства, сохраняют и развивают национальный литературный язык, полно и самобытно отражают процессы, происходящие в обществе, способствуют укреплению и процветанию Отечества». «Правильным» механизмом, призванным исключить ангажированность, является правило: членами жюри становятся лауреаты прошлого года. Так, ныне в жюри вошли поэт и переводчик Магомед Ахмедов, писатели Владимир Личутин и Мария Семенова, переводчик Юрий Архипов, историк и литературовед Сергей Беляков и другие (см. прошлогодний список).
По сравнению с предыдущими годами «Золотой Дельвиг» разбогател: теперь его призовой фонд составляет 7 млн руб. Впрочем, и победителей немало. «Дельвига» получают 13 лауреатов в номинациях: «Современная проза», «Историческая проза», «Поэзия (малые формы)», «Поэзия (большие формы)», «Публицистика», «Критика и литературоведение», «Художественный перевод», «Сатира», «Детская и юношеская литература», «Литературный дебют».
По нынешим лауреатам ощутимо: руководство премии, как и прежде, помимо мастерства, приветствует приверженность традиции, патриотизм – то есть старый добрый консерватизм, на который по большей части равняется российская литературная провинция, часто не принимающая выкрутасов метафизики или постмодерна. И это прекрасно, что у литературной России существует и не проседает такой базис.
То, что премия «звучит» для провинции, отметил и прозаик Сергей Шаргунов, получивший «Серебряного Дельвига» за роман «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома». «Жаль, – заметил Шаргунов в рамках этой темы, – что на экран телеканала «Культура» не выходят передачи о достойных литераторах вроде Владимира Личутина или Владимира Бондаренко». Последний, кстати, тоже получил свое «серебро» за исследование «Лермонтов: мистический гений» («НГ-EL», кстати, назвала ее лучшей книгой минувшего года).
Всех лауреатов не перечислишь. Но заметим: «серебро» Шаргунова да еще вручение «Молодого Дельвига» Евгению Рудашевскому за книгу путевых очерков «Намаскар: здравствуй и прощай» стали немногими сюрпризами, нарушившими, как говорят в теннисе, сетку игроков. В тройку призеров вошла прозаик Лариса Васильева, получившая «Золотого Дельвига» за книгу «Евдокия Московская». Юрий Поляков вручил «золото» поэту Андрею Дементьеву за сборник «Все в мире поправимо…». С восхищением и пиететом режиссер Николай Губенко преподнес награду Александру Проханову за роман «Время золотое». В рамках поддержки литератур малых народов России «Серебряного Дельвига» получили удмуртский писатель Вячеслав Ар-Серги и переводчик поэзии Юрий Щербаков. «Бронзой» отметили главного редактора газеты «Литературная Россия» Вячеслава Огрызко – за труд «Лица и Лики. Литература малочисленных народов Севера и Дальнего Востока», а также поэта, критика, издателя Евгения Степанова за трудоемкое исследование «Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная практика поэтов ХХ и ХХI веков».