0
1927
Газета Интернет-версия

23.01.2014 00:01:00

Поэтический навигатор

Тэги: лучшие стихи 2012, антология


лучшие стихи 2012, антология

Это еще пока возвышенный образ.
Розальба Каррьера (1675 – 1757 ). Аполлон. 
СПб. Государственный Эрмитаж. 

книга
Лучшие стихи 2012 года.
Антология/
Составитель А. Скворцов.

– М.: ОГИ, 2013, – 304 с.

Российская поэзия – явление неоднозначное. Звенья-мостики перехода от Пушкина, Баратынского к Блоку и Ахматовой, от Мандельштама, Хлебникова к нынешним авторам зачастую кажутся опущенными, и неподготовленный читатель не всегда способен проделать сложную работу по их восстановлению. Помочь в этом призван проект «Лучшие стихи», в рамках которого вышел уже третий сборник. Составитель новой антологии Артем Скворцов – доктор филологических наук, специалист по современной поэзии и автор книги о творчестве Сергея Гандлевского «Самосуд неожиданной зрелости».

Основная идея серии антологий – объединение под одной обложкой авторов разных поэтических направлений и школ. В книге на равных представлены приверженцы и силлаботоники, и верлибра, и авангарда (от элементов постмодернизма до индивидуальной образности), и наивной поэтической речи. Сборник содержит более 200 стихотворений 140 с лишним авторов. Некоторые поэты антологии, такие как Денис Безносов, Лариса Миллер, Андрей Коровин, неоднократно публиковались в «НГ-EL».

Михаил Айзенберг и Николай Байтов привычно удивляют не конкретным и до конца ясным высказыванием, а загадочным флером между строк: в небольшом стихотворении о Москве Айзенберга город предстает мистическим монолитом, а лирический герой Байтова полон сомнений в собственной идентичности. В подборке «традиционалиста-новатора» Максима Амелина есть тревожное стихотворение, одно из лучших, на мой взгляд, в данной антологии:

Нежно-розовый нехотя 

исчезает под густо-лиловым, –

зазеваешься, кажется, 

и не сыщешь дороги туда,

где случайная музыка не успела

с умышленным словом

разминуться, развстретиться, 

где в открытое море суда

под союзными флагами 

выступают 

воинственным клином,

где вернуть не получится

безъязыкой стране голоса, –

все в сгустившихся сумерках

по иным протекает 

причинам

и последняя светлая 

поглощается тьмой полоса.

Пожалуй, нигде не встретишь такого разнообразия источников вдохновения, как в современной поэзии. Например, Владимир Гандельсман сделал героем стихотворения «Периферия» Слокенбергия – главное действующее лицо из «вставной главы» романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», парадоксально соединив этот персонаж с гоголевским майором Ковалевым.

Составитель с одинаковым интересом относится и к языковым экспериментам Натальи Горбаневской, и к традиционному письму Александра Городницкого. Задумчивое «Я всю жизнь прохожу из комнаты в комнату…» нью-йоркского поэта Андрея Грицмана сближается с рефлексией Александра Костарева, а трагические вещи Инны Лиснянской и жизнеутверждающая поэзия Ларисы Миллер схожи по внутреннему напряжению стиха: на небольшом отрезке стихотворения работает каждое слово. Творчество поэта Сергея Гандлевского представлено тремя стихами, сочетающими мужскую суровость и иронию, что, впрочем, присуще и всей поэзии автора.

Отличительная особенность трех антологий – немалое количество новых имен. Среди произведений нового сборника особенно выделяется «Пчела Паганини не жалит, не умирает» Марии Марковой. Творчество Марковой представлено в дебютной книге «Соломинка», вышедшей в 2012 году. В стихах Марии Марковой образы из детства сочетаются со своеобразным авторским осмыслением мира:

... и что, если в этот момент

прерывается звук?

Она существует, 

и все ее жертвы блаженны:

над съеденным сахаром 

розы смыкаются в круг,

и мертвый посланник – жучок

– превращается в пену…

В произведениях Андрея Таврова – автора, близкого поэтике метаметафоризма, исторические события и современность показаны с точки зрения беспокойного, хаотичного социума. По-другому видит окружающую действительность Алексей Пурин: в трех фрагментах цикла «Музыка на закате» чувствуется небывалый, почти ребяческий восторг от знакомства с Германией. Напротив, холодноватый и жесткий слог Бориса Херсонского, сниженные образы («блюющий Апполон») вызывают у читателя ощущение раздрая и неуюта.

Олег Чухонцев вслед за лирическими «Почти элегией» и «К небывшему» пишет ностальгическое большое стихотворение, практически мини-поэму «Общее фото», причем на этот раз практически не используя рифму. Последняя по времени выхода книга поэта «Фифиа» сильно отличается от традиционализма предыдущих сборников, и «Общее фото» вполне можно отнести к творчеству нового Чухонцева.

В целом можно резюмировать, что «Лучшие стихи 2012 года» – это отличный навигатор в море российской поэзии: качество составительской работы, возможность выбора ярких и достойных произведений превращает каждый выпуск этой серии в поэтическое событие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1219
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
853
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
413
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
576

Другие новости