Инсталляция «Мадагаскрым» в крепости Ени-Кале (галерея «Крымское Ханство»). Участники – Исмет Шейх-Задэ (Крым) и Тантели Ратувухери (Мадагаскар). Фото Игоря Сида
Литературно-художественный семинар-фестиваль «Боспорский форум» был первым масштабным арт-проектом в постперестроечном Крыму. Сейчас он возрождается: на днях в Симферополе и Керчи прошли мероприятия БФ-5, то есть пятого, юбилейного – ввиду двадцатилетия основания проекта – Боспорского форума.
На официальном открытии форума в Крымском университете культуры, искусств и туризма почтили память умершего в это утро выдающегося культуролога и философа, исследователя истории алхимии Вадима Рабиновича – друга и партнера организаторов и некоторых участников проекта. Его имя связывало между собой для многих разные эпохи и имена.
Взаимные отражения эпох, имен, культурных феноменов стали сквозной темой на БФ-5. После круглого стола по геопоэтике Крымского полуострова, где обсуждались отличия «крымской» (проективной) концепции геопоэтики от «парижской» (эссеистической), кто-то из студентов университета предположил, что проективность здесь – не только от слова «проект», но и от слова «проекция». И действительно, большинство участников пятого Боспорского форума известны как экспериментаторы или исследователи в области взаимного проецирования различных литературных и иных феноменов. Их творческое взаимодействие на форуме можно было бы представить в виде некоей системы зеркал.
Так, поэт Марианна Кияновская из Львова занимается переводами на украинский с 11 языков мира. Поэт и редактор Алекс Очеретянский из Нью-Йорка отражает в своем многоязычном альманахе «Черновик» литературные и визуальные эксперименты авторов со всех материков, кроме Антарктиды. Писательница и филолог Татьяна Бонч-Осмоловская из Австралии исследует методы формального ограничения в мировой литературе и при этом проводит у себя в Сиднее всемирный фестиваль русской литературы «Антиподы» с участием авторов, живущих на тех же материках. Издатель Игорь Савкин (Санкт-Петербург) занимается проекциями художественного мира в научный дискурс, а Александр Шишкин (Москва) – скорее наоборот: его издательство проецирует геопоэтическую проблематику в мир современной литературы.
Спецпроектом 5-го Боспорского форума «Станиславский феномен в Крыму» был визит на полуостров литераторов из Ивано-Франковска. Первооткрыватель «станиславского феномена», сместившего в свое время литературный «центр тяжести» Украины из Киева в Прикарпатье, философ и писатель Владимир Ешкилев спроецировался на Боспорском форуме в роли ко-модератора и спикера.
Самым откровенным проецированием друг в друга различных историко-культурных и географических пространств в рамках форума стала инсталляция «Мадагаскрым» от галереи «Крымское Ханство», символически представившая на руинах керченской крепости Ени-Кале одновременно полуостров, расположенный в Черном море, и остров в Индийском океане. В проекте участвовали: от Крыма – художник-акционист Исмет Шейх-Задэ и от Мадагаскара – политолог Тантели Ратувухери.