0
2788
Газета Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

Верховный зверсовет

Тэги: бестиарий, словесность, изобразительное искусство


бестиарий, словесность, изобразительное искусство

Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: сборник статей. 
– М.: Intrada, 2012. – 183 с.

Эту книгу можно сравнить с гуманитарной периодической системой, колодой зоософических карт Таро, а также с карнавальным шествием или демонстрацией. Во главе двух колонн – стрекоза и муравей, которые у Кантемира, в отличие от Ивана Крылова, как отмечает Ольга Довгий, не противопоставлены друг другу. Каждый ценен по-своему. Кантемир дает набор аргументов и для сторонников служительницы чистых муз стрекозы, и для сторонников труженика-реалиста муравья, думающего о грядущей зиме, – и этот риторический набор останется практически неизменным до Крылова (хотя имени Кантемира в связи с крыловской басней до сей поры никто не вспоминал).
В статье «Риторический бестиарий Кантемира» Довгий цитирует стихи неистового Антиоха в пользу книг: «Под пылью, мольям на корм кинуты, забыты и/ Гнусно лежать станете./ Когда ж, измята в руках черни, впадать станешь,/ В презрение, или моль, праздна, молчалива,/ Кормить станешь…»
Пыль и моль, обращает внимание исследователь, созвучны не только фонетически, но и функционально. «Это могильщики книги. Также контекстуально синонимичны делаются чернь и моль». В современном же мире, добавим от себя, книги покрываются виртуальной пылью, их ест сетевая моль.
Одних писателей звери интересуют сами по себе, как самостоятельный мир (как Res). Других –  как зеркало человека (как Verba). Вот две колонны собственно животной части шествия. В одной из них несут эмблематические изображения, в другой – зеркала.
Средневековый лев несет либо идею добра, либо идею зла; а лев на книге Грина, о чем пишет Игорь Пешков в статье «Почему Роберт Грин за грош ума (остроумия) каялся на миллион, или Львиная природа авторства», несет скорее идею границы (в частности, границы добра и зла). Этот лев не средневековый, а возрожденческий, потому что это не изображение собственно льва, а изображение маски льва. «И эта маска льва гораздо более человечна, чем любое изображение льва. Какой он здесь: злой или добрый? Злой, потому что у него оскалена пасть, вернее сказать, хищно обнажены зубы рта, но сами по себе зубы выглядят вполне по-человечески! И у него подняты внешние части бровей: крайне редко встречающийся в средневековой иконографии способ выражения гнева – обычно гневно наморщен лоб. Так что поднятие бровей демонстрирует скорее величественность и гуманизм этого льва».
Герои произведений средневековой гимнографии – мученики, святые. Они одеваются в яркие перья райских птиц и возлетают «превыше всякия твари» – туда, где стоит «древо жизни», рассаживаются на его ветвях, готовясь к непостижимому духовному полету.
lev
Придумайте же сами, что символизирует этот
зелено-звездный лев.
Рисунок Джоанна Дэниела Милиуса из цикла
Philosophia reformata, 1622 г. Франкфурт
Следующий уровень комбинирования – соположение свойств зверя и смыслов, принимающее порой совершенно неожиданный оборот. Эмблема – всегда сравнение, причем в мире эмблематики сравнивать можно все со всем. Чем страннее сравнение – тем лучше, остроумнее эмблема. Так, Иоанн Самбук обыгрывает свойство лягушек прекращать свою трескотню, когда на берег болота, где они квакают, ставят горящую лампу. Так происходит и во время ученых диспутов – свет истины заставляет умолкнуть их участников: «Когда истина приближается и входит, умолкают те, кто более назойлив, – легковесные софисты, эти бесполезные скоты, которые, будучи неправедны сердцем, говорят одно, а думают иное, увлеченные всяким вздором».
О свойстве крокодила плакать в процессе поедания им человека знал средневековый бестиарий, видевший здесь, разумеется, фигуру лицемерия. Отто Вений неожиданно сравнивает крокодила с Амуром: «Амур – крокодил наоборот». Но почему? Крокодил убивает людей, проливая слезы; «у Амура характер противоположный: ведь он смеясь обрекает влюбленных на погибель».
Тигр так же родственен льву, как актер – драматургу, притом что они зачастую не любят друг друга. Авгиевы конюшни театра может расчистить только Геркулес (драматург и режиссер).
Получилось очень познавательное шествие зверей. Его стоит иметь в виду при образовании человеческих колонн, рожденных не ползать. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1620
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3170
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2648
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2355

Другие новости