Юлий Ким. Светло, синё, разнообразно: Стихи, проза, драматургия.
– М.: Время, 2013. – 416 с. (Самое время!) ISBN 978-5-9691-0704-5
В своем новом сборнике Юлий Ким представлен во всех своих главных литературных ипостасях – бард, поэт, прозаик, драматург. Многое из вошедшего в книгу, как утверждают издатели, публикуется впервые. В авторском предисловии Юлий Черсанович признается: составляя сборник, он надеялся, что «разнообразие экспонатов прикроет отсутствие какой-либо единой идеи в основе экспозиции… Здесь лирика чередуется с песенными текстами, проза с драматургией, взрослая литература с детской». Есть и раздел «Воспоминания», куда, в частности, вошла новелла «Однажды Михайлов с Ковалем» о странствиях автора с друзьями-писателями на том свете:
«– Лиру осваиваю, старик. Распальцовка, постановка кисти, баре ладонью, скользящее туше – ну все, все совсем другое. Зато звук – это только Берковский поймет, какой у лиры звук.
И, махнув рукой, Визбор скрылся в парковой зелени».
Вера Полозкова. Осточерчение: Стихи
– М.: Лайвбук, 2013. – 184 с. ISBN 978-5-904584-44-3
Новый сборник Веры Полозковой интересен тем, что в стихах острее, «осточерченней» ощущается пифийское заклинательное начало. Чувствуется не дурная, но вычерченная бесконечность льющегося ментального потока. Почти (не совсем, конечно) исчезли ходульные вымышленные персонажи (как это было в сборнике «Фотосинтез»), и стихи населились живыми дышащими существами без экзотических имен – мамой, бабушкой и, конечно, пока еще вымышленными сыновьями: «Вот они, мои дети, мои прекрасные сыновья/ узкая порода твоя/ широкая бровь твоя/ и глаза цвета пепла/ цвета тамариндовой косточки/ нераспаханного жнивья/ подбородки с ямкой, резцы с отчетливой кривизной/ и над ними боженька, зримый, явственный и сквозной/ полный смеха и стрекота, как полуденный майский зной/ шелковичные пятна в тетрадях в клетку и в дневниках/ острые колени в густой зеленке и синяках/ и зову их, они кричат мне «мы скоро! скоро!»,/ но все никак».
Сергей Соловьев. Адамов мост: Роман.
– М.: Русский Гулливер, 2013. – 512 с. ISBN 978-5-91627-093-8
Адамов мост – цепочка необитаемых островов между Шри-Ланкой и Индией. По ним, согласно преданию, шел Адам из рая на землю. А по другой легенде, это путь Рамы, который шел в противоположном направлении – на остров, в сад Демона, чтобы вызволить свою возлюбленную. Эта мебиусная метафора положена в основу романа, где герои – он и она – странствуют в подвижном лабиринте отражений на границе рая и изгнания, между двумя берегами Адамового моста:
«Люба, зову. Уже без голоса. Люба… Не отвечает. Ни на звонки, ни на письма. А прильнешь щекой, стоит, опустив руки, и тишь в ней такая, будто она не здесь, а за окном, и снег в ней идет. Стоит, терпит. Пытка близостью – тех, кого уже нет.
Помнишь, книгу счастья хотел написать, и мы бы в ней жили – и в ней и снаружи. И книга была бы как сад, а жизнь как дом. И мы бы сидели с тобой на крыльце, одни на свете. Мы и сидели.
Что ж, говорит, мне ответить тебе на это счастье, на всю его подноготную, которая так болит, что ни вдохнуть, ни выдохнуть.
Кто говорит? Кому?»
Сергей Мнацаканян. Ретроман или Роман-Ретро: Вторая книга.
– М.: МИК, 2013. – 480 с. ISBN 978-5-87902-264-3
«Книга скорби и любви» – так прочувствованно назвал вторую часть своей книги мемуарной прозы поэт и литературный критик Сергей Мнацаканян. В них он вспоминает судьбы десятков московских литераторов, живших и творивших в 1960–90-е годы, а также всю атмосферу той уже почти легендарной культурной эпохи. Тут особенно важно, конечно, то, что со всеми персонажами автор был знаком лично, и, обладая литературным вкусом и эрудицией, смог дать адекватную оценку их поступкам и произведениям. Мы узнаем о Геннадии Айги, Николае Старшинове, Леониде Губанове, Нине Искренко, Александре Межирове, Белле Ахмадулиной, Юрии Нагибине и многих других. В книгу также включены цикл стихов Сергея Мнацаканяна об искусстве поэзии и ранее не публиковавшиеся фотоматериалы.
Идущий впереди. К 90-летию Гейдара Алиева.
– М.: Вестник Кавказа, АИРО-XXI, 2013. – 368 с. ISBN 978-5-91022-210-0
Из небольшой аннотации: «К 90-летию Гейдара Алиева своими воспоминаниями о политике и человеке мирового уровня поделились лично знавшие его президенты, главы правительств, министры иностранных дел, лидеры многих зарубежных государств, руководители Азербайджана, виднейшие политологи, экономисты, лидеры бизнеса…» Одно перечисление этих имен и фамилий уже впечатляет: Путин и Шеварднадзе, Клинтон и Джордж У. Буш, Кучма и Шимон Перес, королева Великобритании Елизавета Вторая, Дитрих Геншер, Збигнев Бжезинский, Евгений Примаков и многие другие. В книге множество фотографий из самых разнообразных источников, некоторые (например, фотографии Бориса Кауфмана и Анатолия Гаранина) печатаются, пишут издатели, впервые, рисунки Сергея Мироша (Мирошниченко), большое количество документов, в том числе Политбюро ЦК КПСС.